Заметки православного иконописца Тумановой Нины Алексеевны

«Бог настолько познается нами, насколько может кто видеть безбрежное море, стоя на краю его ночью с малой, в руках зажженной, свечой. Многое думаешь ли ты увидеть, человек, из всего безбрежного моря? Конечно, малость некую, или почти ничего. При всем том он хорошо видит воду ту и знает, что море то безбрежно, и что он не может объять его взором своим. Так есть и дело в отношении к нашему богопознанию»
Прп. Симеон Новый Богослов
(из конспектов)

Икона отражает одну из ступеней к нашему богопознанию. Она помогает увидеть невидимый, горний мир, открывающийся нашему духовному зрению. Поклонение иконе не может быть идолопоклонством, так как она не замыкается в себе, а служит проводником между молящимся и высшими духовными силами. Свт. Василий Великий говорил: «не писанному лику покланяемся в молитве, а через него восходим к первообразу».
Икона — не только украшение храма или иллюстрация к Священному Писанию. Она раскрывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. Это предмет, неразрывно связанный с богослужебной жизнью. Этим объясняется значение, которое Церковь придает иконописному образу, выработанному в течение всей истории, за которую Церковь заплатила кровью сонма мучеников и исповедников.

Святой страстотерпец царь Николай

Святой страстотерпец царь Николай

Доска, на которой пишется икона, обычно имеет прямоугольную форму с углублением на лицевой стороне — ковчегом. Если ковчега нет, то изображение обязательно обрамляется полями другого цвета или темной тонкой линией — опушью по краям доски. Это напоминает символическое окно. Можно сказать, что икона — это окно в преображенный мир, который достигается особой символикой линий и красок. Эта символика называется каноном (с греч. — «правило», «мерило»). Он был утвержден на Седьмом Вселенском Соборе в 787 году, как догмат иконопочитания. Каноническая икона более органична с литургией: строгостью фона, своей бесстрастностью она не отвлекает молящегося во время службы, а помогает сосредоточиться на молитве. Образ, написанный в живописной технике, отражает реальный мир, который нас окружает. Получается, что молясь перед живописной иконой, мы не возносимся к Высшему идеалу, а продолжаем стоять на грешной земле.

Святая блаженная Ксения (до 2002 г.)

Святая блаженная Ксения (до 2002 г.)

Посвятивший свою жизнь написанию икон находится в постоянной борьбе с самим собой. Для живописца в картине главное — прочувствовать образ, выплеснув на холст все свои эмоции. Но иконописец работает в полной отрешенности от видимого мира и от своих страстей. Ведь в написанном образе, как в зеркале, отражается душа автора. Насколько эта душа чиста, настолько возвышенно будет изображение. А чистота души достигается искренней молитвой и смирением.
М. Н. Соколова говорила:
«Смирение — это не уничижение личности, а его обогащение в работе над своей душой. Если направление в духовном пути выбрано правильно, то человек, прежде всего, видит свои недостатки, недостоинство. И перед тем, как сесть писать икону, вспомни, что талант твой не от тебя, а от Бога, а ты только немощное орудие в Его руках. И чем искреннее, смиреннее вспомнишь, тем больше подаст тебе Господь».
Бывает, спрашивают: «Если Матерь Божия одна, почему лики на её иконах такие разные?» Да, Матерь Божия у нас единственная, и существует описание её внешности церковным историком Никифором Каллистом. Но с того момента, когда она ходила по земле, прошло 2000 лет. А её иконы пишутся до сих пор, видя её образ своим внутренним духовным зрением. А так как опыт духовный у каждого иконописца индивидуален, то и лики на иконах разные.

Икона Божией Матери "Всецарица", (2005 г.)

Икона Божией Матери «Всецарица», (2005 г.)

У кого-то этот опыт настолько высок, что его иконы получаются чудотворными.

Такого высокого уровня и наивысшего совершенство изобразительности достигли русские иконописцы XIV — XVI вв. в тот период русская икона достигала такого совершенства, равного которому не знает история всемирного искусства. Была написана «Троица» прп. Андрея Рублева. От этой иконы веет бесконечным, невозмутимым миром, струящимся в вечном единстве и согласии. А в Ферапонтовом монастыре Дионисием Глушницким были созданы гениальные фрески, будто сошедшие в небес. Все иконы того времени наполнены глубоким внутренним содержанием, пронизывающим душу. Они до сих пор, как неугасимая лампада, согревают нашу многострадальную Русь.

Икона Пресвятой Троицы (1993 г.)

Икона Пресвятой Троицы (1993 г.)

Спустя много лет, в XIX веке французский художник-импрессионист Матисс писал, что направляют русских художников совершенствоваться в мастерстве в Италию, Францию, Швейцарию, а он бы посылал в Россию со всего мира учиться древней иконе, учиться её целомудрию и чистоте.
Сказано это с явной печалью, так как, начиная с XVII века, живопись стала вторгаться в русскую икону, внося свои законы, чуждые всем каноническим правилам. Отступление от канона стало источником соблазна, что дало повод хулить икону, а заодно Православную Церковь.
И вот после долгих поисков и заблуждений в обители прп. Сергия Радонежского, в Сергиевом Посаде появилась личность, которая разработала целую систему по возрождению древней канонической иконы. Это Мария Николаевна Соколова (монахиня Иулиания). Под её руководством, начиная с 1946 года, проводились все реставрационные работы в Троице-Сергиевой Лавре. Но главное, она пробудила интерес к древне-русской иконе. Так как большинство отдавали предпочтение живописному изображению, она пыталась открыть «духовные очи» людям, донести смысл и значение канонической иконы. Для утверждения канонических иконописных традиций Мария Николаевна организовывает в 1958 году иконописный кружок. В нем занимались студенты МДА и братия. Кроме них у неё была небольшая группа из учениц-помощниц, сплоченных любовью к русской иконе. Мария Николаевна создала свою программу, свой метод обучения, подняла нужные архивы по древней иконописи, сделал множество образцов и прорисей для учебы. Это было в атеистическое время, когда о создании иконописной школы и речи не было. После смерти Марии Николаевной (+16.02.1981) кружок продолжил свое существование, основываясь на традициях её обучения.

Святая мученица Екатерина (2000 г.)

Святая мученица Екатерина (2000 г.)

В 1984 году я поступила в тот самый иконописный кружок при МДА. Вспоминаю об этом с благоговейным трепетом. Преподавателем нашего кружка была племянница Марии Николаевны — Наталия Евгеньевна Алдошина. Она бережно сохранила все образцы и копии, сделанные Марией Николаевной. По ним мы учились копировать, познавать азы древней иконописи. А какие интереснейшие лекции мы слушали по истории древнего искусства, по святоотеческой литературе, иконографии! Для меня было открытием, что сохранились подлинные свидетельства очевидцев Христа Спасителя и Богородицы, описавших их в своих воспоминаниях. Также сохранились записи участников событий из жизни Иисуса Христа — Его погребения и явления ученикам.

Икона Воскресения Христова

Икона Воскресения Христова

С той поры жизнь для меня «раскололась» на две части. Одна — до поступления в кружок, другая — после. И эта другая жизнь стала моей настоящей. Она началась с написания первой иконы — св. мч. Андрея Стратилата. Казалось, что из лесной чащи, из дебрей моей старой жизни я вышла на светлую поляну, где обрела любимую работу и веру в Промысл Божий.
Шел третий год нашего обучения, когда в наш размеренную жизнь ворвалась трагедия. В Академии случился страшный пожар. Сгорели строения, кельи студентов. Пятеро мальчиков погибли, не сумевших выйти из полыхающего здания. Пострадала крыша Покровского храма. Если бы вовремя не сумели сдвинуть горящий купол, он упал бы внутрь, и сгорело бы все дотла.

Святая преподобномученца Елисавета

Святая преподобномученца Елисавета

Чудом уцелели царские чертоги XVII века, оказавшиеся в огненном кольце (бывшая летняя резиденция Елизаветы Петровны). Сейчас там Церковно-Археологический кабинет с богатейшей коллекцией икон и церковной утвари. Там же расположена иконописная мастерская, куда нас, учениц иконописного кружка, пригласили помогать реставрировать храмовые иконы под руководством старших мастеров.
Чтобы попасть в мастерскую, нужно было пройти через полуразрушенный храм с сырыми закопченными стенами, где наверху, вместо привычного купола с Ликом Спаса Вседержителя, зияла огромная круглая дыра. Сквозь неё, вместе с порывом ветра, вторгались ледяные стрелы осеннего дождя, порой разбавленные снегом. Видев это сжималась душа перед всемогущей природной стихией, где без Бога мы всего лишь маленькие беспомощные муравьи…
Спустя год меня зачислили в штат сотрудников ЦАКа художником-реставратором. В свой первый рабочий день очень волновалась, переступая порог мастерской. Сердце так колотилось, как будто собиралось выпрыгнуть из груди. Мне казалось недостижимой мечтой работать здесь, в этих стенах. Ноги будто прилипли к полу. Как в тумане долетает до меня добродушный голос старшей сотрудницы: «Ну что же ты, проходи!»

lavra_big

Из окна возле моего рабочего стола виден вновь восстановленный купол Покровского храма. Его золотой крест мирно сияет в голубом небе, будто и не было никогда той страшной трагедии.
Наступил следующий, 1988 год. Мне доверили писать икону «Крещение Руси» к предстоящим торжествам. Нужно было создать новую многоплановую композицию, не нарушая при этом канона. Времени оставалось мало. Перед началом работы взяла благословение у отца Кирилла — Лаврского старца, который посоветовал читать акафист Божией Матери для поддержки духовных сил. Приходилось допоздна просиживать в мастерской, но усталости совершенно не ощущала. Написание иконы так захватила меня, что работала на одном дыхании. Перебрала кипу книг в библиотеке, советовалась с преподавателями МДА. И, конечно, мысленно обращалась за помощью к Марии Николаевне Соколовой. Именно благодаря её методам я научилась творчески мыслить, соблюдая канон. Поняла, что канон не мешает творчеству, а только обогащает его. Это была моя первая творческая работа.

К 1000-летию Крещения Руси (1988 г.)

К 1000-летию Крещения Руси (1988 г.)

Занятия иконописью научили меня по-новому смотреть на окружающий мир, научили любить: любить тихий звон золотых листьев в осеннем лесу, шелест дождя за окном, распускающиеся почки деревьев весной, любить наш необъятный мир, сотворенный Богом. Ведь любовь — самая первая и самая трудная заповедь Божия.
Да пребудет с вами, читающими эти строки, любовь.

Икона Божией Матери"Всех скорбящих радосте",  (2000 г.)

Икона Божией Матери»Всех скорбящих радосте»,
(2000 г.)

Преподобный Силуан Афонский (2002 г.)

Преподобный Силуан Афонский (2002 г.)