Статья для журнала «Невский Богослов»
Что значит – быть благодарным?
Почему так устроен человек, что в признательность за что-то, сделанное для себя, он готов дарить другому человеку благо? И что это за благо?
Русский человек, благодаря, скажет: спасибо. То есть, независимо от религиозных убеждений, наша благодарность станет молитвой о спасении человека – «да спасет тебя Бог!» Получается, молитва о спасении и есть то благо, которое уместно подарить людям, независимо от того, придержал ли человек для тебя в метро дверь или он автор книги, перевернувшей
твою жизнь. А какое еще благо мы можем подарить, например, тем, кто уже ушел из этой жизни?
Молитва и память.
Мы желаем помнить о тех, кому благодарны. О родителях, учителях, славных героях прошлого. Доставать из сокровищницы истории письма, фотографии, оставшиеся от людей предметы. При этом мы не ограничиваемся только воспоминаниями, мы поминаем их молитвой и стремлением в своей жизни
продолжить то, что начали уважаемые нами люди.
Но зачем это нам?
Ответ прост. Потому что благодарность позволяет нам оставаться людьми. Для нас естественно преодолевать попытки тела захватить власть над душой. Сознанием, разумом контролировать бессознательное. Английский писатель К.С. Льюис (1898-1963), со свойственной ему мудростью и пылом обретшей Бога души напоминает каждому из нас: «У тебя нет души. Ты — это душа. У тебя есть тело».
И это не открытия наших дней. Благодарность издревле считалась добродетелью, связанной со справедливостью.
Древнеримский политик и философ, блестящий оратор Марк Туллий Цицерон (106 до н. э. – 43 до н. э.) утверждал: «Ни одним качеством я не хотел бы
обладать в такой степени, как умением быть благодарным. Ибо это не только
величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей».
Современник Христа Луций Анней Сенека (Младший) (4 до н. э. – 65) отмечал добровольность благодарности, как ответного дара по своей воле. Он утверждал, что ценность благодарности не только практическая, в
создании круговорота даров и поддержки, но в первую очередь нравственная,
поскольку «в добродетелях упражняются не ради награды: прибыль от правильного поступка в том, что он совершен». Как видим,
с точки зрения Сенеки сама благодарность ценнее, чем полученный дар, поскольку она возвышает душу.
Христиане придали этому добровольному действию души оттенок долга. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18), наставляет нас апостол Павел.
Концепцию благодарности как обязанности развил немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804), различавший «просто благодарность», заключающуюся в
признательности к благотворителю, и «деятельную благодарность», выражающуюся в действиях, подтверждающих эту признательность. Благодарность является моральным долгом человека перед самим собой,
который ничем невозможно оплатить.
***
Но ведь сколько всего было в истории?
Просто вспомнить-то многое сложно, а уж «деятельно благодарить» и вообще
представляется невозможным!
Естественно, что наша благодарная память выхватывает из потока истории лишь немногое, значимое для человека, подчас несправедливо обходя насущное, придавая значение незаметному.
Свежесть весеннего дождя, радость встречи с любимым человеком, облегчение души после исповеди, благоговение в храме. Что все это значит с точки зрения общества? Ничего. Но для каждого человека эти воспоминания бесценны.
Святые Православия, защитники нашей Родины, культурные и политические деятели нашего государства. Сотни тысяч наших современников спокойно живут, не вспоминая о них, не утруждая себя тем, чтобы узнать об их жизни и подвигах. Что для них наши памяти? Ничто. Но для нас они позволяют
быть больше, нежели научившимися вести себя прилично животными.
Не только личные воспоминания важны для каждого из нас. Благодарная память побуждает нас вспомнить и тех, кто оказал влияние на наше развитие, на формирование нашей души, нравственности, совести. На тех, кто преобразил лик нашего общества или хотя бы, его деятельной части. На тех, кто сделал наше Отечество не только богатым и сильным, но и близким Богу.
В этом году совпадает две памяти, диаметрально разных, но имеющих особое значение для русского православия.
Это 25-летие со дня прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского (1990) и 70-летний юбилей Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной Войне (1945).
Почему важно вспоминать об этом? Что это дает нам сегодня?
Кто-то вспомнит о святом Иоанне Кронштадском как о социальном деятеле правоконсервативных монархических взглядов, кто-то подчеркнет его благотворительную деятельность, любовь к людям, всероссийскую известность.
Но крайне важно не забыть и то, что этот удивительный праведник почти нашего времени вернул нам, всей Русской Православной Церкви радость благодарения Богу через проповедь частого причащения.
Благодарение — по-гречески евхаристия — это центр жизни христианина с
первых веков бытия Церкви. Но хотя теоретически евхаристия оставалась таковой всегда, в течение многих веков люди стали делать акцент на нравственное учение Церкви, социальное служение, сохранение древних традиций церкви.
А протоиерей Иоанн Сергиев в личном примере соединил и теорию, и
практику. И частое причащение Святых Христовых Таин, немыслимое в дореволюционной России, и нелицемерный пример истового служения ближним, обездоленным, воплощенное Евангелие. Церковь стала ощущать себя наследницей Христовой, а не частью государственного аппарата. Евхаристия вновь стала сознаваться основой жизни Церкви. Это помогло русскому православию обрести силы перед беспрецедентными атеистическими гонениями середины ХХ века.
Люди по-разному реагировали на служение святого Иоанна. Кто-то почитал
его, кто-то завидовал и клеветал. Кто-то не обращал внимания, решая «насущные проблемы современности», о которых сегодня уже давно все забыли. Но семена святости и добра, посеянные праведным Иоанном, всходили в самых неожиданных местах.
Поэтому совсем не кажется случайным, что в годы лютых испытаний для
нашего Отечества, когда люди стали терять человеческий облик и уничтожать друг друга, наша Церковь явила миру множество новомучеников. Людей, пусть не живших согласно страницам древних житий и не всегда напоминавших героев древних фресок, но умерших со Христом.
Да, многие жители России отреклись от Христа и забыли обещания, данные в
Крещении. Но чудо в том, что многие другие россияне не только не забыли о своем звании Христианина, но и пошли на смерть ради него.
Не случайно и то, что спустя тридцать лет после смерти святого Иоанна,
народы, ограниченные Советским Союзом, в час смертельной опасности не стали рассуждать о своей выгоде, но сплотились, защищая свою Родину от уничтожения – нравственного и физического.
История вообще сложная вещь, потому что каждый человек видит происходящее
по-своему. Кто-то обозлен на советскую власть, кто-то считает её счастливой полосой в жизни России. Но очевидно, что в случае поражения в той самой страшной войне ХХ века не было бы нас, как народа. Закрылась бы страница государства с богатой историей. Как закрылись страницы Египта и Византии.
Поэтому мы благодарны тем людям, которые, не щадя своей жизни защищали
нашу Родину от фашистов. Поэтому мы до сих пор празднуем юбилей той победы, поэтому не скупимся на красивые слова в адрес наших воевавших дедов.
Но что значат сегодня наши слова? Не часто ли мы напоминаем персонажей
известной поговорки: я — хозяин своего слова. Захотел — дал слово, захотел — забрал его обратно?
Мы живем в эпоху девальвации слов. Слова сегодня мало что значат, гораздо
весомее наши поступки.
Так что надо сделать, чтобы действительно поблагодарить тех, о ком
вспоминаем?
Как делом быть благодарными св. Иоанну? Осознать себя нужным Богу.
Прогнать свою лень и уныние. Осознать свою уникальное место в Православной Церкви. Осмыслить себя не как случайную, изредка вплетающуюся частицу в людском водовороте к Чаше Причастия, а как вызванного к радости жизни человека, призванного впустить под кров своей души, в свое тело величайший дар – своего Творца и Бога.
И не отговариваться недостоинством. Достойными и безгрешными не будем
никогда. Мы никогда не сможем в полной мере отблагодарить Бога за то, что Он дарит нам. Но сама благодарность важна.
Мы никогда не сможем в полной мере отблагодарить святого Иоанна
Кронштадтского за то, что он показал сотням людей путь ко спасению. Но
изменение своего отношения к Причащению и продолжение дела великого праведника – это то, что мы можем и должны сделать. Как и молиться в течение дня святому, стараясь помочь тем, кто нуждается в нашей помощи.
Как мы можем поблагодарить ветеранов?
Помимо того, чтобы помочь им лично, если есть такая возможность, важно не
допустить, чтобы расцветала идеология национального превосходства, нацизма, фашизма во всех его проявлениях. Не допустить в отношении других людей, в том числе и «понаехавших», чувств и эмоций, недостойных христианина.
И – молитва об усопших, конечно.
Защитники наши росли в тяжелое время. Подавляющее большинство из них и не
имело начатков религиозности до войны 1941 – 1945 годов. Рожденные в
революционные 20-е, они были одурманены сладким ядом разрушения. Разрушения старого мира, Церкви, традиционных представлений о чести и нравственности. В те годы саму Церковь пытались сделать чем-то неважным и карикатурным для советского общества, выкорчевывая ростки добродетели и нравственности, которые усердно насаждала Церковь в лице лучших своих представителей.
Но вот встав перед лицом смерти, понимая, сколько сделано ошибок в жизни,
не принесли ли они покаяние, не взмолились ли с дерзновением к Богу, вспоминая слышанные от родителей слова молитв?
О том знает лишь один Бог.
Поэтому нельзя нам судить наших предков, отказывая им в молитве и доброй памяти, спекулируя на тему «что бы было если бы» и «стоит ли вспоминать о наших защитниках, зная о фальсификации истории ХХ века». А надо помолиться с благодарностью тем, кто, даже не зная нас, сохранил нам жизнь.
Это и будет нашей благодарной памятью.
Подлинной памятью, вечной.
Потому что вечен Бог – Милосердный Свидетель наших радостей и ошибок.