О событиях, положенных в основу праздника введения Богородицы во храм, мы узнаем не из канонических евангелий, а из апокрифического протоевангелия Иакова – одного из почитавшихся в древности, но не признанных Церковью богодухновенным текста.
Отсюда мы можем сделать два значимых для нас вывода:
Во-первых, это событие настолько важно для нас, что Церковь установила особый праздник, не погнушавшись обратиться к неканоническому источнику за материалом для богослужебных песнопений.
Во-вторых, то, что при всей своей красоте и символизме детали события не были даже упомянуты в канонических текстах Нового Завета, показывает, настолько они несущественны, и насколько необходимо сосредоточиться на должном понимании самого события.
Слушая священные песнопения, мы узнаем, что вход Богородицы в иерусалимский храм — это символ упразднения Ветхого завета. Старый храм, который прежде был Домом Бога для избранного народа, был лишь прообразом будущего прихода на землю Бога для проповеди всем народам земли Царствия Божия. И он перестает быть нужным тогда, когда Богородица соглашается родить Господа.
Отныне как храм Божий (по-церковнославянски «храм», «храмина» — это дом, жилище) мы почитаем не одинокое здание в Иерусалиме, а Богородицу Марию. И по всей Земле, где есть собрание христиан, где есть Церковь, есть и здание, в котором мы возносим молитвы.
Храмами должны быть и мы сами, о чем пишет небесный покровитель нашего храма святой апостол Павел: «Разве не знаете, что вы Храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Коринфянам, 3:16). И это придает смысл храмовым зданиям. Они святы не сами по себе, а потому что предназначены для молитвы одушевлённых храмов – христиан. Иного смысла, кроме как быть звонкой проповедью того, что вдохновляет наши собрания, у храма нет.
Но это не значит, что стоит пренебрегать самим зданием храма. Ведь Богородица почтила собой храмовое здание, войдя в него, живя при нем, работая. Отсюда естественна и наша забота о храмовых зданиях, наше стремление потрудиться в нем не за вознаграждение, а по зову сердца.
Собираясь в храмах со страхом Божиим, проживая в них часть жизни, мы не можем равнодушно допустить, чтобы они были в грязи и небрежении.
Иначе мы лжём себе. И наши походы в храм ничем не лучше посещения музея, что само по себе может быть приятно и познавательно, но ничего не даёт для спасения души.
Теперь отношения людей с храмом Божиим стали иными. Отныне мы молимся в храме иначе — без кровавых жертв и их сожжения. Потому что вместо всех кровавых жертв раз и навсегда была пролита кровь Господа нашего Иисуса Христа.
Но что же значит — войти во храм — для нас с вами?
Очевидно, что нас призывают не только к тому, чтобы войти в здание храма и выйти из него, принять участие в каких-то красивых действиях с пением хора и благоухание ладана, смысла которых мы, подчас, не понимаем.
Простое стояние в храме совсем не приближает нас к Богу, а лишь успокаивает, утешает душу и тело. Но призваны мы к бо́льшему.
Входить в здание храма стоит с целью самим стать храмом Божиим самому, то есть жить с осознанием постоянного присутствия Бога в нашей жизни. С опасением оскорбить Бога тем или иным поступком или словом.
Поэтому, празднуя сегодня вхождение Богородицы в храм, помолимся Пресвятой Деве, чтобы она помогала нам входить в церковь с покаянием, смирением, истинным богопочитанием и страхом Божиим, присущими ей самой. Чтобы мы выходили из храма более чистыми, нежели вошли в него, готовыми на всякое доброе дело. Чтобы мы несли из храма в семьи мир и радость, а не злобу и раздражение.
Чтобы мы сами постепенно становились подлинным храмом, в котором никогда не прекращается молитва Богу.
Аминь.
4 декабря 2015 года. Текст проповеди на Введение во храм Богородицы
Еще записи в Новости
Поделиться записью