jakov

Авторская реконструкция по грузинскому переводу чина IX–X вв. [1]

Входя в храм, священник [надевает епитрахиль] и читает молитву:

Боже! Сподоби нас, рабов Твоих, войти в сей святой храм славы Твоей[2] дабы прославить Имя Твоё святое [3]. Ибо Ты Бог милостивый и человеколюбивый, и Тебе славу воссылаем — Отцу, и Сыну, и Святому Духу — ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Затем священник подходит к жертвеннику и читает молитву на приготовление Святынь:

Господи Боже наш! Призвавший нас ко свету истинному, просвещающему каждого человека, приходящего в мiр[4]. Милостив будь ко грехам нашим[5] и прости нам беззакония наши и сотвори нас достойными послужить святым Твоим тайнам. Ибо Отец, и Сын, и Святой Дух царствуют ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Священник ставит сосуды на жертвенник, берёт в руки просфору и читает молитву над святой просфорой[6]:

Господи Боже наш! Давший в снедь всем верным Хлеб Жизни[7] — Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Твоего, ниспосланного Тобою с Небес ради нашего спасения[8], через Коего ты благоволил искупить нас и обрести нас, и через Коего Ты освятил нас, и благословил нас. Благослови приношение сие[9], и прими его на Пренебесный Свой жертвенник как приношение благовонное[10] и жертву таинственную, приятную Тебе. И помяни, милостивый и человеколюбивый, всех, приносящих приношение сие, и даруй нам просимое нами, и да не будет оно нам ни к наказанию, ни ко осуждению, ни к проклятию, ни ко обличению грехов наших, но к Жизни вечной. Аминь.

[Кладёт просфору (просфоры) на дискос, вливает вино и воду в чашу (чаши) и покрывает покровами. При необходимости поминает живых и мёртвых, вынимая частицы из просфор, принесённых прихожанами.] Затем снимает покров с престола и читает молитву приготовления святого алтаря:

Господи, животворящий и всех благ Податель, давший людям надежду на жизнь вечную[11] — Господа нашего Иисуса Христа. Сотвори нас достойными святилища Твоего и совершения божественного служения Тебе и удостой нас благих благословений, приготовленных для нас в конце жизни нашей, дабы были мы хранимыми силою Твоею во всякое время. Мы же Тебе славу воссылаем — Отцу, и Сыну, и Святому Духу — ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Священник переходит в ризницу и читает молитву на облачение в ризы:

Одевающийся светом словно ризою[12], и по неизреченному смирению Своему на Земле явившийся и живший среди людей[13], и ставший ради нас Первосвященником по чину Мельхиседекову. Украсивший истиной Церковь Твою, Господи Вседержителю, даровавший нам одежду Неба и нетления. Сподоби меня, приходящего к сему божественному и небесному служению, благодати Твоей, да сниму с себя всякую нечистоту, словно одежду осквернённую[14]. Укрась душу мою благолепием и тело моё чистотою. Совлеки с меня грехи мои и удали немощи мои от меня, облачи меня в добродетель, чистоту и твёрдость, да облечённый Тобою в благодать священства, достоин буду войти в святилище Твоё со всеми, непогрешимо соблюдавшими заповеди Твои, и ликовать на Небесном брачном пиру вместе со святыми и мудрыми девами[15], славословя Тебя, о Христе Боже наш, взявший на Себя грехи всех людей. Ибо Ты освящаешь ду́ши и телеса́ наши, и Тебе славу воссылаем со Отцом и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Подходя к амвону, священник читает первую молитву над кадильницей, благословляя её крестообразно:

О милостивый Царь всех и всего творения Создатель! Прими приношение Тебе от Церкви Твоей рукою Христа Твоего. Прошения каждого к пользе его исполни и всех приведи к достижению совершенства и сотвори нас достойными благодати и святости Твоей. Ибо Ты Бог милостивый и человеколюбивый, и Тебе славу воссылаем — Отцу, и Сыну, и Святому Духу — ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Диакон: Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Священник произносит вторую молитву:

Боже, Боже, принявший жертву Авеля, Ноя, Авраама, Аарона, Самуила и каждение Захарии! Прими фимиам сей как приношение благоуханное[16] и из рук меня, грешного, и прости мне прегрешения мои, ибо благословенно, и свято, и прославлено Имя Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник произносит третью молитву:

Боже, Вседержителю, великоименитый Господи, позволивший нам входить во Святая святых[17] пришествием Единородного Сына Твоего. Просим и умоляем Тебя: поелику исполнены мы страха и трепета, готовясь предстать перед грозным и внушающим трепет славным Твоим жертвенником, посли на нас милостивую Твою благодать, оживи наши души и телеса и укрепи помыслы наши в православии. Да с чистым сердцем[18] принесём Тебе приношение сие, приготовленное из плодов земли ради прощения нам грехов наших[19], и ради умилостивления за грехи[20] всех людей Твоих по благодати и человеколюбию Христа Твоего, с Коим Тебе слава подобает со Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Затем кадит иконостас, алтарь, сослужащих и народ. Певцы поют тропари дня.

Диакон: Господу помолимся.

Все: Кирие элейсон.

Священник читает в алтаре перед престолом молитву трисвятого:

Свят Ты, о Боже наш, во Святая Святых[21] обитающий и восседающий на престоле славы[22]. Свят Ты, о Боже наш, принимающий служение и прославление от святых ангелов и архангелов и всех Сил Небесных. Свят Ты, о Боже наш, принимающий трисвятую песнь от шестикрылых серафимов. Прими и от нас, грешных служителей Твоих, трисвятую песнь и помилуй нас. Ибо Ты Свят, о Боже наш, и во Святая святых почиваешь, и Тебе трисвятую песнь воссылаем — Отцу, и Сыну, и Святому Духу —ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь. И поют трисвятое по обычаю.

Священник восходит на Горнее место и читает молитву во время пения трисвятого:

Сострадающий, милостивый, долготерпеливый и многомилостивый, и истинный[23], Господи! Воззри из совершенного жилища Твоего[24] и избавь нас от всякого искушения диавольского и человеческого. И не лиши нас помощи Своей, ибо нет сил в нас побеждать нападающих на нас. Ты же силён спасти нас от всех, противящихся нам. Спаси нас, Господи Боже наш, от всех бедствий мiра сего по благости Твоей, да войдя во святой храм Твой с чистой совестью[25], Тебе благоприятную и божественную службу совершим и сподобимся жизни вечной[26]. Ибо Твоё Царство, и сила, и слава — Отца, и Сына, и Святого Духа — ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

После пения диакон: Встаньте благоговейно.

Священник благословляет всех с Горнего места: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: Прокимен, псалом Давида. Внемли́те.

Читается псалом прокимна и Писание Ветхого и Нового завета как обычно.

Диакон: Внемли́те.

Все неторопливо поют Аллилуйя.

Священник благословляет кадило и читает молитву:

Тебе, исполненному всякого благоухания и доброты, Христе Боже наш, приносим фимиам сей, данный Тобою. Да вознесётся он перед Тобою из рук нас, грешных, как аромат благоуханный[27] ради отпущения грехов наших[28]. Ибо Тебе слава подобает со Отцом и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков.

Диакон: Аминь. [Кадит Евангелие и предстоящих.]

Диакон после пения: Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Священник читает молитву перед Евангелием:

Благодарим Тебя, Господи, повелевающего свету воссиять во тьме[29] и отверзшего очи ума нашего внимать заповедям Твоим, отверзать уста наши ко исповеданию грехов наших и размышлять о заповедях Твоих[30]. Господи! Прими молитвы грешных и недостойных служителей Твоих и моления наши не оставь безответными[31], но по величию великолепия Твоего сохрани пришедших и готовящихся прийти с нами помолиться, и воссияй в их и наших сердцах светом божественных слов Твоих[32]. Ибо Ты — Благовеститель и Просветитель, воскресение и жизнь душ и телес наших, Боже наш, и Тебе славу воссылаем — Отцу, и Сыну, и Святому Духу — ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Диакон: Станьте благоговейно, услышим святое Евангелие.

Священник: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: От (имя) святого Евангелия чтение.

Все: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Диакон: Внемлем.

Диакон читает положенный отрывок из Евангелия.

После чтения все: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

[Сразу после Евангелия диакон произносит кафолическую ектению, содержательно напоминающую объединенные мирную и просительную ектении византийской традиции].

Священник читает молитву после Евангелия:

Боже, огласивший нас божественными словами Твоими, умудри и просвети души наши к пониманию прежде читанной премудрости. И да не будем лишь слушателями животворящих речений Твоих, но и творцами дел благих[33] с верою, нельстивою душой и непорочной жизнью. Во Христе Иисусе Господе нашем, с Ним Тебе слава подобает со Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: Пред Господом склонитесь.

Все: Перед Тобою, Господи.

Священник читает молитву главопреклонения:

Господи Боже! Ниспошли благословение Твоё на преклонивших головы свои и ожидающих благословения Твоего. Упаси народ Твой и благослови достояние Своё, и даруй нам каждый день размышлять о Тебе и возвещать о Тебе, и шествовать по пути заповедей Твоих[34]. И да будет благословенно и прославлено Святое Имя Твоё — Отца и Сына, и Святого Духа — ныне и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Диакон: Господу помолимся.

Все: Господи, помилуй.

Священник:

Господи, жизни Податель и всякого блага, даровавший людям надежду жизни вечной[35] — Господа нашего Иисуса Христа, — удостой нас совершить божественную службу сию в святости к наслаждению будущим блаженством. И да будем мы вечно хранимы могуществом Твоим и достигнем познания истины Твоей, и Тебе славу воссылаем — Отцу и Сыну, и Святому Духу — ныне и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Диакон: В мире да воспоём!

И поют положенную на этот день песнь омовения рук.

Диакон: Да никто из немощных, да никто из недостойных, да никто из не могу́щих молиться с нами, но испытайте друг друга[36]. Встаньте благоговейно!

И поют положенную на этот день херувимскую песнь (гимн на перенесение даров).

[Священник читает молитву святителя Василия Великого:

Никто из нас, связавших себя плотскими желаниями, не достоин приходить, или приближаться к Тебе, или служить Тебе, Господу славы[37]. Ибо служение Тебе вели́ко, и страшно, и недоступно для самих Сил Небесных. Но по неизреченному Твоему человеколюбию[38] и милосердию, непреложно и неизменно Ты человеком стал и Первосвященником нашим, и даровал нам право служить Тебе, принося сию бескровную и священническую Жертву, ибо Ты Владыка всех. Ты царствуешь на Небесах, и на земле, и в безднах. Ты восседаешь на престоле херувимском[39], Ты — серафимов Господь и Израилю Царь[40]. Ты единый Святой и во Святая Святых почивающий[41]. Молим Тебя, с милостью внимающего и добрым голосом Своим призывающего: внемли мне, грешному и недостойному служителю Твоему[42], и силой Святого Твоего Духа, сотвори меня, облечённого благодатью священства, достойным предстать перед святым Твоим Престолом и священнодействие совершить Святого и Пречистого Твоего Тела и Священной Крови. К Тебе приступаю, преклонив главу́ мою, и молюсь Тебе: не отврати лица Твоего от меня[43], и не извергни меня из числа служителей Твоих[44]. Но позволь мне, грешному и недостойному рабу Твоему, принести Тебе Дары сия. Ибо Ты и приносящий, и приносимый, и принимающий, и раздаваемый людям, Христе Боже наш. И Тебе, со Безначальным Твоим Отцом, и с Животворящим Твоим Духом, мы славу и благодарение воссылаем ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.]

Священник и диакон лобзают престол, омывают руки, отходят к жертвеннику, кадят приготовленные в начале Дары, переносят их, обходя по северной стороне храма, и ставят на престол, вновь покрывая возду́хом.

После переноса Даров диакон: Премудрости внемлем!

И поёт со всеми Символ веры.

Диакон: Встанем благоговейно, отрешив все заботы житейские[45], и Господу помолимся.

Все: Ки́рие эле́йсон.

Священник читает, склонившись, молитву св. ап. Иакова:

Господи и Владыка всех[46]! Сотвори нас, недостойных, достойными часа сего, да очистившись от всякой лести и всякого лицемерия[47], соединимся друг со другом в лобзании святом [48], союзом любви связу́емые[49], и утвердимся через Господа и Бога нашего Иисуса Христа в святости божества Твоего. Ибо Ты — Царь мира[50] и любви, и человеколюбия, и Тебе мы славу воссылаем — Отцу, и Сыну, и Святому Духу — ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: Приветствуйте друг друга лобзанием святым!

Все обмениваются приветствием мира.

Диакон: Пред Господом склонитесь.

Все: Перед Тобою, Господи.

Священник: Единый Господи и милостивый Боже! В вышних живущий[51] и о земном заботящийся. Ниспосли благословение Твоё преклонившимся перед святым Твоим жертвенником и просящим у Тебя дарований духовных, и благослови всех благословением духовным[52]. Ибо достойно восхваления и поклонения святое Имя Твоё — Отца, и Сына, и Святого Духа — ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Диакон кланяется священнику и говорит: Ки́рие, эле́йсон!

Священник благословляет его: Да примет Господь служение Твоё.

Диакон произносит соборную ектенью, присоединяя прошение: О святой, предложенной, славной, непорочной жертве, и о приносящих и возносящих её достойно, и о здесь предстоящем всечестно́м[53] пресвитере (имя), Господу помолимся.

Все: Кирие элейсон. (Трижды).

Во время ектении священник тихо молится: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в людях благая воля Твоя![54] (Трижды). Господи, уста мои отверзи, и уста мои возвестят хвалу Тебе[55]. (Трижды). Да наполнятся хвалой уста мои, и да воспою славу Твою, во все дни великолепие Твоё[56]: Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков. (Трижды).

Посетивший нас милосердием и состраданием, Господи, Господи, и даровавший нам, смиренным и грешным и недостойным рабам Твоим, дерзновение предстать перед святым Твоим жертвенником и принести Тебе сию словесную и бескровную жертву[57] за грехи наши. Воззри на меня, непотребного раба Твоего[58], и по милости Своей изгладь все беззакония мои, и очисти уста мои и сердце от всякой скверны плоти и духа[59], и отгони от меня всякое помышление постыдное и неразумное, и силой Всесвятого Твоего Духа укрепи меня в служении сем, и по благости Своей прими меня, приближающегося к святому жертвеннику Твоему. И благоволи, Господи, принять благосклонно дары сия, приносимые немощными руками моими, снисходя ко слабости моей. И не отврати меня от лица Твоего[60], Господи, и не гнушайся недостоинством моим, но помилуй меня по великой милости Твоей, и по множеству сострадания Твоего отмой меня от беззаконий моих[61], да неосуждённо предстану перед лицом Славы Твоей и сподоблюсь покрова Единородного Твоего Сына [и озарения Всесвятого Духа]. Да, возвещая свободу иным и подавая её ради нескончаемого человеколюбия Твоего, сам не буду отвержен как бесполезный[62] раб греха[63]. О Владыка всесильный, Господи! Услышь моление моё, ибо Ты подаёшь помощь всем[64], и у Тебя испрашиваем всякую милость — Отца, и Сына, и Святого Духа — ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молю вас — отцы и братья — помолитесь обо мне.

Находящиеся в алтаре: Господь да будет с тобою.

[Священник читает вторую молитву святого Василия:

Господи Боже наш, создавший нас[65] и введший в жизнь сию[66], и показавший нам путь к вечной жизни, и даровавший нам откровение небесных тайн и поставивший нас на служение сие[67] силою Святого Твоего Духа. Благоволи же, Господи, быть нам служителями святым таинствам Нового Твоего Завета[68]. Прими меня, приближающегося ко святому Твоему Жертвеннику, по множеству сострадания Твоего[69], да буду достоин принести Тебе словесную сию и бескровную[70] жертву. Прими её на святой, и невидимый, и славный, небесный Свой Жертвенник подобно аромату благоухания[71], и ниспосли нам благодать Святого Духа, и да пребудет она над нами.

Третья молитва святого Василия:

О великий и славный Боже! Приклони ухо Твоё и услышь меня, грешного.  И прими сие святое приношение, как принял Ты жертву А́веля, приношение Но́я, всесожже́ние Авраáма, священство и святость Моисéя и Аарóна, и Давида всецелое покаяние. И как Ты принял их истинное служение, прими, по благоволению Твоему, и жертву сию, Господи. Да, удостоившись без порока предстать перед святым Твоим Жертвенником, обретём благоволение[72] вместе с мудрыми девами в День Грозный [воздаяния Твоего праведного], когда каждый справедливо осуждён будет по делам его[73]. По состраданию и человеколюбию Единородного Сына Твоего, с Ним же благословен Ты, со всесвятым, и милостивым, и животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.][74]

(Вторая) молитва [святого Иакова]:

Боже, по неизреченному и бесконечному человеколюбию Своему пославший Единородного Сына Cвоего в мiр[75], дабы вернуть к Себе вновь овцу заблудшую[76]! Не отвратись от нас, приступающих и приносящих сию внушающую трепет и бескровную жертву. Ибо не на праведность нашу уповаем, но на милость Твою, с коей заботишься Ты о роде нашем! Просим и умоляем благость Твою: да не будет таинство сие, устроенное для спасения нашего, ко осуждению людей Твоих, но ко очищению нас от грехов, ко обновлению душ и телес и для угождения Тебе.

Громко: По благодати и милосердию, и человеколюбию Единородного Сына Твоего, с Ним же Ты благословен, со всесвятым, благим и животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: Станем прямо, станем благоговейно, станем со страхом, внемлем [сей святой анафоре], ибо возносим Богу святую жертву.

Все: Милость, мир, жертва хваления.

Священник снимает покров с сосудов и тихо молится, приклонив голову:

[Господи милостивый и человеколюбивый, пришествием Единородного Сына Твоего и пребыванием Его с нами, с помощью Всесвятого и Животворящего Твоего Духа удостоил нас предстояния перед святым Твоим жертвенником и служения бессмертным тайнам Нового Завета. Сотвори нам знамение ко благу[77] и удостой, Милостивый, служить Тебе с чистым сердцем[78] во все дни жизни нашей[79], в любви и святости ради имени Твоего святого.][80]

Господи, Владыка веков и Создатель мiров[81], Боже великий и славный! Приклони ухо Твоё в час сей и услышь меня, грешного[82]. И прими предлагаемую нами святую жертву сию как Ты принял жертву А́веля, приношение Но́я, всесожже́ния Авраáма, священство Моисéя и Аарóна, мирную жертву Самуила и Давида всецелое покаяние. И как Ты принял из рук святых апостолов истинное служение, приносимое Тебе, так и наше прими ныне,  ибо Ты — Тот же Бог, и помилуй нас ради имени Твоего святого.

Громко, к людям: Любовь Бога и Отца, благодать Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и причастие Святого Духа да будет со всеми вами.

Все: И со духом твоим.

Священник: Возноси́те сердца́ ваши.

Все: Возно́сим к Богу.

Священник: Возблагодарим Господа.

Все: Достойно и справедливо.

Священник, вернувшись в алтарь, перед престолом, воздев руки:

Ибо поистине достойно[83] и справедливо, истинно и до́лжно Тебя воспевать, Тебя восхвалять, Тебя благословлять, Тебя славословить, Тебе поклоняться, Тебя благодарить, Создателя всего творения, видимого и невидимого[84], Сокровищницу вечных благ, источник жизни[85], Владыку и Господа всех[86], Коего воспевают небеса и небеса небес и все силы их: солнце и луна и весь звёздный хор[87], земля, море и всё, пребывающее в них[88], Иерусалим Небесный, собрание первородных[89], написанных на Небесах, души праведных и пророков, души апостолов и мучеников, ангелы, архангелы, престолы и господства[90], [начала, власти и силы,] многоокие херувимы[91] и шестикрылые серафимы, двумя крылами покрывающие очи свои, а двумя — ноги, двумя же летающие, взывающие и восклицающие друг ко другу неумолкающими устами в непрестанном славословии[92],

Громче: победную песнь[93] великолепию славы Твоей[94] светоносным гласом воспевая, возглашая, славословя и восклицая:

Все: Свят, свят, свят, Господь Саваоф! Полны Небеса и земля славы Его[95]. Осанна в вышних. Благословен Грядущий во имя Господне; осанна в вышних[96]!

Священник, знаменуя Дары, продолжает:

Свят Ты, вечный Царь[97] и всякой святыни Податель. Свят и Единородный Твой Сын, Господь наш Иисус Христос. Свят и Дух Твой Всесвятой, [пречистый, Господь животворящий,] проницающий всё и глубины Божества Твоего[98]. Свят Ты, Вседержитель Всесильный, Милосердный и Грозный, воистину Свят, Милостивый, особенно же к творению рук Твоих[99]. Ты сотворил человека из земли по образу и подобию Своему и даровал ему райское наслаждение и покой, да будет властвовать он над созданием Твоим[100], и править мiром с достоинством и правдой[101]. Но когда преступил он заповедь Твою и был изгнан, Ты не покинул его с презрением[102], Благой, но вразумил его, как Отец милосердый, взывая к нему через закон и наставляя через пророков. И, наконец, по исполнению времён[103] послав в мiр Самого́ Единородного Сына Твоего[104], Господа нашего Иисуса Христа, обновить и восстановить образ Твой. Он же, сойдя с Небес и воплотившись от Духа Святого и Марии Приснодевы и Богородицы, родился в Вифлееме Иудейском и крестился во святом Иордане от Иоанна, и жил среди людей[105], всё устроил для спасения рода нашего и, как определено было Ему, безгрешному, смиренно и добровольно принял животворящую смерть за нас, грешных.

В ту ночь, в которую Господь наш Иисус Христос предан был ради спасения мiра;

Священник поднимает дискос: Он взял хлеб во святые и непорочные руки Свои, поднял его и показал Тебе, Богу и Отцу, благодарил Тебя, благословил, освятил, преломил и раздал блаженным ученикам Своим и апостолам, и сказал:

Громче: Примите и ешьте, ибо это — Тело Моё, ради вас и за многих преломляемое, и разделяемое, и предлагаемое для отпущения грехов.

Все: Аминь.

Потом священник поднимает чашу и говорит: Подобным образом после ве́чери взял чашу с вином, смешанным с водою, возблагодарил Тебя, благословил, освятил, вкусил от неё и подал блаженным Своим ученикам и апостолом, и сказал:

Громче: Пейте от Неё все, ибо это — Кровь Моя Нового Завета, ради вас и за многих проливаемая и раздаваемая для отпущения грехов[106].

Все: Аминь.

Священник: Творите так в Моё воспоминание; ибо всякий раз, когда вы вкушаете Хлеб сей и пьёте из Чаши сей, смерть Сына Человеческого возвещаете, доколе придёт Он [107].

[Диакон: Веруем и исповедуем.

Все: Смерть Твою, Господи, возвещаем, и воскресение Твоё исповедуем.]

Священник: И ныне воспоминаем животворящие Его страдания, и погребение, и в третий день из мёртвых воскресение, и восшествие на Небеса, и восседание на престоле одесну́ю[108] Тебя, Бога и Отца, и второе грозное Пришествие Его во славе, когда придёт судить живых и мёртвых[109], и воздаст каждому до́лжное по делам его[110].

Господи Боже наш! Спаси нас — меня и всех людей Твоих, здесь стоящих, — в тот день!

Приносим Тебе, Господи, сию внушающую трепет и бескровную жертву, да не поступишь с нами по грехам нашим, и не воздашь нам по беззакониям нашим[111], но по Твоей кротости и бесконечному человеколюбию[112] ни во что вменишь и сотрёшь все грехи и прегрешения всех, умоляющих Тебя. И даруй нам все небесные и вечные Твои Дары, каких глаз не видел, и ухо не слышало, и на сердце человеку не приходило, каковые Ты по милости Своей приготовил любящим Тебя[113].

Громче: Ибо народ Твой и святая Церковь умоляют Тебя.

Все: Помилуй нас, Господи Боже, Отче Вседержителю[114].

Священник: Помилуй нас, Боже, Спаситель наш, по великой милости Твоей, и по множеству сострадания Твоего ниспошли на нас и на внушающие трепет предлежащие Дары сия Духа Твоего Всесвятого, Господа животворящего, сопрестольного Тебе, Отцу, и с Сыном пребывающего, соцарствующего с Тобою, совечного, собезначального и единосущного, говорившего через закон и пророков, и в Новом Завете Твоём. Сошедшего на Господа нашего Иисуса Христа в реке Иордан в виде голубя[115], сошедшего на святых апостолов Твоих в виде огненных языков в тайной горнице[116] во дни Пятидесятницы. Того Духа Своего Всесвятого ниспосли, Господи, ныне на нас, и на предлежащие Дары сия,

Громче: да благим и славным наитием Своим благословит и освятит хлеб сей и сотворит его Телом святым Христовым.

Все: Аминь.

Священник: А то, что в чаше сей — истинной Кровью Христовой.

Все: Аминь.

Священник: И да будут они всем причащающимся ко отпущению грехов и в жизнь вечную, во очищение душ и телес, в плодоношение дел благих[117], для утверждения Церкви Твоей, каковую приобрёл Ты драгоценной кровью Христа Твоего и основал на скале веры, да врата ада не одолеют её[118]. Сохрани её от всякой ереси и от сетей делающих беззаконие[119] до скончания века[120].

Крестится и кланяется.

1.Приносим Тебе, Господи, сию внушающую трепет и бескровную жертву и за святые Твои места, которые Ты прославил явлением Христа Твоего. Во-первых, за святой и славный Сион, матерь всех церквей, и за святую Твою соборную и апостольскую Церковь по всему мiру под Небесами. Умножь для неё щедрые дары Святого Духа Твоего[121], Господи.

  1. Помяни, Господи, святых отцов наших, патриархов и епископов, православно проповедующих в Церкви Твоей слово Твоей истины[122]. Прежде всего преподобного отца нашего, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА. Почтенную старость даруй ему и долголетие, да будет пасти людей Твоих во истине, правде и чистоте.
  2. Помяни, Господи, святой град Иерусалим, и город наш (название), и все города и страны, и всех живущих в православной вере, благонравии и благоговении перед Христом, и наполни их миром и спокойствием.
  3. Помяни, Господи, почтенных пресвитеров здесь и повсюду, во Христе служащих диаконов и всех наполняющих церковные чины, живущих в смирении, и всех христолюбивых людей.
  4. Помяни, Господи, по множеству сострадания Твоего, и меня, грешного и непотребного раба Твоего, худшего среди них, и посети меня Своею благодатью[123], и сотвори меня непорочным перед лицом гонителей моих[124]. И в чём я согрешил перед Тобою — словом, делом и помышлением, — помилуй меня, прости меня, оправдай меня, благой и человеколюбивый Владыка, в долготерпении Своём. Ибо где умножается грех, там преизобилуют и Дары благодати Твоей[125].
  5. Помяни, Господи, благочестивых правителей наших. Прими оружие и щит и восстань на помощь им[126], покори им все враждующие народы[127], дабы жить нам в мире и спокойствии во всяком благочестии, достоинстве и чистоте[128].
  6. Помяни, Господи, отцов, матерей, братьев и сестёр наших, обременённых старостью и немощами.
  7. Помяни, Господи, также и отцов, матерей, братьев и сестер наших, в темницах, в рабстве, в плену и ссылках пребывающих, на рудниках и истязаниях[129].

9.Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, странствующих, находящихся в изгнании и в трудах, отправляющихся в дальний путь, и умоляющих о Твоей милости и помощи.

  1. Помяни, Господи, страдающих от нечистых духов[130], освободи от них тела больных, рождающих и терпящих насилие. Всех исцели от всяких болезней — отцов, матерей, братьев и сестер наших, и всякую душу христианскую, скорбящую и страждущую, умоляющую о Твоём милосердии и помощи. Помяни всех во благости Своей, всех помилуй, Господи, всем помоги, всех посети, облегчение подай и даруй мир множеству народа Твоего; рассей соблазны; прекрати войны и удостой нас мира и любви Твоей, Боже, Спаситель наш.
  2. Помяни, Господи, благорастворение воздухов, [дожди тихие,] росы благотворные, изобилие плодов и увенчай год добротою Твоей[131]; ибо очи всех на Тебя уповают, и Ты даёшь им пищу в своё время[132].

[Помяни, Господи, приносящих плоды и делающих добро в святых церквах Твоих и помнящих о бедных, вдовах, сиротах, странниках и нуждающихся. Помяни отцов, братьев и сестер наших, трудящихся[133] и служащих нам во имя Твое святое, и всех, заповедавших нам поминать их в молитвах.]

  1. Помяни также, Господи, и принёсших приношения сии в нынешний святой день к жертвеннику Твоему, помяни и тех, за кого каждый принёс, или о ком в помышлении молились, и чьи имена сейчас прочитаны будут, верных Тебе.

Здесь священник знаменует крестом диакона, и тот читает поминовения о здравии. Священник поминает о здравии поимённо, кого хочет, и продолжает молитву:

  1. Помяни, Господи, всех, кого мы помянули и кого не смогли помянуть. И даруй им по Евангелию Христа Твоего вместо земного — небесное, вместо тленного — нетленное и вместо временного — вечное. Ибо Ты имеешь власть над жизнью и смертью[134].
  2. Ещё сподоби нас помянуть угодных Тебе от сотворения мiра, из рода в род; отцов и патриархов, пророков, апостолов, мучеников и исповедующих истинную веру,

Громче: Наипаче же Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную Госпожу нашу Богородицу и Приснодеву Марию!

[Все: Пресвятая Богородица — помогай нам!]

Помяни, Господи, глас Архангела, восклицавшего: Радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего[135] по благодати Господней. Радуйся, благодатная, Господь с Тобою!

Священник благословляет крестом диакона на чтение диптихов об упокоении.

  1. Помяни, Господи, святого и блаженного Иоанна, Предтечу и Крестителя, и святых апостолов: Петра, Павла, Андрея, Иакова, Иоанна, Филиппа, Варфоломея, Фому, Матфея, Иакова, Симеона, Иуду, Матафию, Марка, Луку, евангелистов и праведников; и святых пророков и патриархов и праведных наших и святых и блаженных отцов: Моисея, Аарона, Иисуса Навина, Самуила, Давида, Илию, Елисея, Захарию, Симеона, Амоса, Исайю, Иеремию, Даниила, Стефана перводиакона и первомученика, и всех святых Твоих; святых мучеников: святого Георгия, Феодора, Кирика и сорока мучеников, и святого Аво, и святых сорока пяти, и Косму, Дамиана и Сергия, Вакха, Андроника, Христофора, Меркурия, Евстафия, Мамаса, Филофея, Комея, Иоанна и исповедников Бога нашего Христа, пострадавших за доброе исповедание[136]. И святых жен-мироносиц: Марию Магдалину, Марию, мать Иакова, и Саломею, Сусанну, Нину, и святых мучениц: Феклу, Варвару, Анастасию, Иулитту, Иулию.
  2. Помяни, Господи, святых отцов наших, благочестивых исповедников со времени Иакова, святого апостола и брата Господня, и архиепископа Иерусалимского, и всех, доныне достойно епископствовавших во Иерусалиме, святом городе Бога нашего, [и всех епископов, усопших в мире].
  3. Помяни, Господи, святых отцов наших и учителей: Климента, Игнатия, Дионисия, Иринея, Григория, Александра, Евстафия, Афанасия, Василия, Григория, Григория, Амвросия, Амфилохия, Либерия, Дамаса, Иоанна, Епифания, Феофила, Целестина, Августина, Кирилла, Леонтия, Прокла, Феликса, Ормизда, Ефрема, Софрония, Агапия, Евлогия, Мартина, Модеста, Петра мученика, Николая.
  4. Помяни, Господи, отцов шести[137] святых и великих вселенских соборов: в Никее — 318 отцов, в Царьграде — 150; на первом во Ефесе — 200, на Халкидонском — 630, на пятом святом соборе — 164, и на шестом святом соборе, снова в Константинополе, — 289, [и на седьмом — 367.] И все святые соборы, и повсюду преподобных отцов наших, православно епископствовавших и верно проповедовавших слово Твоей истины[138].
  5. Помяни, Господи, святых отцов наших, отшельников и пустынников; авву Павла, Антония, Павла, Харитона, Пахомия, Амона, Феодора, Илариона, Арсения, Макария, Макария, Иоанна, Ефрема, Симеона, Сисоя, Симеона, Феодосия, Харитона, Савву, Евфимия, Феоктиста, Доментия, Герасима, Геласия и святых отцов наших, убиенных на святой горе Синай варварами. Не потому, что хоть немного достойны мы поминать блаженство их, предстоящих дерзновенно пред грозным и страшным престолом Твоим, но Сам помяни их и наше смирение.
  6. Помяни, Господи, архиереев — правящих и викарных, пресвитеров, диаконов, диаконис, иподиаконов, чтецов, [певцов,] монахов, толкователей, экзорцистов[139], благочестивых дев и живущих в законном браке, сирот, вдовиц, скончавшихся во общении со святой кафолической и апостольской церковью.
  7. Помяни, Господи, благочестивых и верных Тебе царей: Константина, Елену, Феодосия Великого, Маркиана, Пульхерию, Леонта, Юстиниана и благочестивых и верных царей, царствовавших после них. И всех мiрян, с верою и страхом Божиим упокоившихся во Христе; и тех, за кого принесли жертву, или поминают мысленно, и чьи имена мы сейчас поминаем.

Здесь и сам поминает об упокоении поимённо, кого хочет.

  1. Сих всех помяни, Господи Боже отцов[140] наших и всякой плоти, кого помянули мы, и кого не смогли помянуть. Упокой их там и сделай их достойными страны живых[141], Царствия Небесного[142], лона Авраама[143], Исаака и Иакова, где нет болезней, скорби и стенаний[144], где всем сияет свет лица Твоего[145]. Господи, даруй нам окончание жизни безбедное и безгрешное; исправь и собери перед престолом Христа Твоего, под покровом крыл всех избранных Твоих, когда пожелаешь и как, непостыдно и непогрешимо.

[Диакон: И о пребывающих в плену, скорби и притеснениях отцах и братьях наших, и о мире всего мiра, о святых Божиих церквах и о тех, за кого принесено приношение, кого в помышлении помянули, и о предстоящих людях, и о всех, и о каждом из нас[146].

Все: И о всех, и за вся.]

Священник: По благодати, и состраданию, и человеколюбию Христа Твоего, с Ним же Тебе слава подобает со Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: Вновь и непрестанно все Господу помолимся.

Все: Ки́рие, эле́йсон.

О святых сих, принесённых, и освящённых, славных небесных Дарах все Господу помолимся.

Все: Ки́рие, эле́йсон.

Дабы Господь Бог наш, приняв их на святой, и славный, и невидимый Пренебесный Свой жертвенник в благоухание приятное[147], в воздаяние ниспослал нам благодать и дары Святого Духа[148], все Господу помолимся.

Все: Ки́рие, эле́йсон.

Единства веры[149] и причастия Святого Духа[150] испросив, самих себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу, Богу нашему предадим[151].

Все: Тебе, Господи.

Священник молится:

Боже и Отче Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, восседающий на херувимах[152] и прославляемый серафимами. Тебе предстоят тысячи тысяч и мириады мириад[153] воинств святых ангелов и сонмы архангелов! Прими жертвы и дары сии от плодов земли, приносимые Тебе в благоухающее приношение[154], и освяти их благодатью Христа Твоего и сошествием Духа Твоего Святого. Освяти и наши души и тела, обнови помышления наши[155], испытай замыслы наши, отгони от нас всякую мысль злую и все нечистые замыслы, все похотливые желания, всякую зависть и высокомерие, и всё лицемерие, и всякую ложь, и всякое коварство[156], и всякое бремя мiра сего, и всякую алчность и всякое восстание плоти и души, удаляющее [нас] от святой воли Твоей.

Громче: И сподоби[157] нас, Владыка, со дерзновением, с чистым сердцем, с обновленною душою[158], с непостыдным лицом и освящёнными устами призывать Тебя, святого и милостивого Бога Отца Небесного, и восклицать:

Все: Отче наш…

Священник:

И не введи нас во искушение[159], Господи, Господи Сил Небесных[160], но избавь нас от лукавого[161] и от дел его ради имени Твоего святого, призываемого[162] нами во смирении.

Громче: Ибо Твоё царство, и сила, и слава — Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: Головы ваши пред Господом склоните.

Все: Тебе, Господи.

Священник:

Перед Тобою, Господи, рабы и рабыни Твои преклонили шеи сердец своих, ожидая от Тебя великого дара богатства Твоего: ниспосли на нас, Господи, духовное благословение Твоё и очисти дух наш, и душу, и тело[163], да удостоимся причаститься нетленных Твоих таин для прощения грехов наших, и в путь вечной жизни.

Громко: Ибо Ты достоин поклонения и прославления, Боже наш, и Единородный Твой Сын, и Пресвятой Дух Твой ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник, благословляя народ: И да будет благодать святой, и единосущной и достойной поклонения пречистой Святой Троицы со всеми вами.

Все: И со духом твоим.

Диакон: Внимайте!

Священник поднимает Святой Агнец и мысленно (тихо) молится:

Святой Господи, во святых почивающий[164]! Освяти души наши благодатью слов Твоих, и да вселится в нас Дух Твой Святой. Ибо Ты сказал: «Будьте святы», как и Ты — свят,[165] непостижимый Боже и Слово Отчее, и Святому Духу единосущное, соприсносу́щное, со-вечное и со-царствующее! Прими пение святой и бескровной жертвы, вместе с той, что непрестанно воспевают херувимы и серафимы, и от меня, грешного и непотребного раба Твоего[166], взывающего и восклицающего:

Громко: Святая — святым!

Все: Един Свят, един Господь Иисус Христос, прославляемый с Богом Отцом и Святым Духом, Ему же подобает слава во веки веков. [Аминь.]

[Священник берёт в руки св. Хлеб и во время пения негромко молится: Веруем, Господи, истинно и несомненно! Веруем в Тебя, как верует в Тебя Святая Церковь Вселенская: Един Отец святой, Ему да будет слава! Аминь. Един Сын святой, Ему да будет хвала! Аминь. Един Дух святой, Ему да будет слава и благодарение во веки[167].]

И поминает кого желает, живых и мёртвых.

Все: Аминь. Ки́рие, эле́йсон. (12 раз[168])

Диакон: В мире воспоём Христу. И запевает причастный стих. Все поют[169] псалом 33-й до стиха девятого «Блажен человек, надеющийся на Господа», 144-й и 150-й псалмы.

Священник разламывает просфору (или одну из просфор) на две части, правой половиной трижды крестит Чашу и кладёт одну (небольшую) часть в Чашу, говоря:

Тело и Кровь Христовы соединяются, и освящаются, и совершаются во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Благословен Отец, благословен Сын, благословен Дух Святой. Всякое дыхание и всё творение да хвалит Господа[170]. Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.

Затем крестит трижды рукой левую часть, лобызает её и возвращает на дискос. Трижды благословляет рукой дискос и преломляет оставшийся св. Хлеб на нужное количество частиц[171].

Молитвы перед причащением

Святителя Иоанна Златоуста

Уже не земля я, и не пепел[172], носящий плоть сию, и не прах я, но свободный. Потому надеюсь на добрую бессмертную жизнь на Небесах, на бессмертную славу ангелов и общение со Христом. Аминь.

Другая молитва

О святая, святая, святая неизреченная Троица! Даруй мне принять Тело сие и Кровь во спасение, а не во осуждение. Даруй мне их как благое приобретение, да явлюсь я угодным Тебе и спасусь, исполняя заповеди Твои, и дерзновенно назову Тебя Богом и Отцом, и взыщу Царствия Твоего и воли Твоей. И да святится имя Твоё во мне, Господи, ибо Ты си́лен и славен, и препрославлено имя Твоё святое — Отца, и Сына, и Святого Духа — ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Священник берёт в руки два кусочка Тела Христова, трижды лобызает их и произносит:

Вознесу Тебя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твоё во веки[173]. (Трижды). Верую во Отца, и Сына, и Святого Духа (Трижды). Верую в Благовещение, Рождество, Распятие, Погребение, Воскресение, Вознесение на небо, Второе пришествие во славе чтобы судить живых и мёртвых, но благо мне приблизиться к Богу, возложить на Господа упование моё[174].

И причащается сначала Телом, а потом Кровью.

[Диакон: Священники и диаконы приступите.]

Когда Патриарх причащает епископа, произносит:

Истинное Тело и Кровь Сына Божия и Спасителя нашего Иисуса Христа преподаются тебе, архиерею Бога нашего, Христа, для поддержания правления твоего в святости и праведности, во отпущение грехов и в жизнь вечную.

Когда причащает священника:

Истинное Тело и всесвятая кровь Господа нашего, Бога и Спасителя Иисуса Христа, Сына Божия, преподаётся тебе, священнику Христа Бога нашего, для поддержания священства твоего в достоинстве и святости, во отпущение грехов и в жизнь вечную.

Когда причащает диакона:

Истинное Тело и Кровь Христа Бога нашего, сказавшего: «Где Я пребываю, там будет и служитель Мой»[175], преподаётся тебе для поддержания диаконства твоего в святости, во отпущение грехов и в жизнь вечную.

Когда причащает иподиакона:

Истинное Тело и Кровь вечного Спасителя и Бога нашего Иисуса Христа преподаётся тебе для поддержания венца служения твоего в святости, во отпущение грехов и в жизнь вечную.

Когда причащает чтеца:

Истинное Тело и Кровь Господа нашего, Сына Божия Иисуса Христа преподаётся тебе для сохранения сей первой степени звания духовного в познании и святости, во отпущение грехов и в жизнь вечную.

Священник, поднимая Чашу для выноса народу, осеняет её крестообразно, благословляет и говорит: Вознесу Тебя, Боже мой и Господи мой, и восхвалю имя Твоё во веки[176].

Диакон выносит Чашу и говорит: Со страхом Христовым приступим.

Все: Пред Тобою, Господи.

Причащая народ священник говорит:

Истинное Тело и Кровь Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа преподаются тебе во отпущение грехов и в жизнь вечную.

Хор поёт причастен[177]:

[Тело Христово примите, от источника бессмертия вкусите!]

Тело, воплотившееся для нас;

Тело, ставшее для нас плотью через Пресвятую Деву Марию Богородицу;

Тело великого Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа;

Тело, погрузившее грехи во Иордан;

Тело, воскресившее Лазаря из земли смерти;

Тело, давшее зрение слепому от рождения;

Тело, ходившее по морю, словно по суше;

Тело, поднявшее Петра из бездны;

Тело, распятое в правление Понтийского Пилата;

Тело, открывшее двери рая для разбойника;

Тело, распятое ради рода человеческого;

Тело погребённое и воскресшее на третий день;

Тело, смертью попирающее смерть;

Тело, восседающее по правую руку Отца;

Тело, судящее живых и мёртвых.

[Аллилуйя].

И после того, как все причастятся, диакон говорит: Кирие элейсон.

[Священник крестится и благословляет народ: Мир всем.

Все: И духу твоему.]

Священник: Превознесён выше Небес Ты, о Боже, и по всей земле Слава Твоя[178].

Все: Да исполнятся хвалою уста наши, весь день воспоём Славу Твою[179].

[Сосуды уносятся на жертвенник.]

Диакон произносит ектению:

Встаньте благоговейно! Приняв святых и славных, нетленных, животворящих Небесных Таин Господа Бога нашего Иисуса Христа возблагодарим Господа Бога нашего.

Все: Благодарим Тебя, Господи.

Да будет святое Причащение сие по благодати Святого Духа во спасение нам и победу над врагами нашими, и в прощение грехов наших, все Господу помолимся.

Все: Кирие элейсон.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную славную и блаженную Госпожу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, всех святых, праведников и мучеников помянув, вверим себя и всю жизнь свою Христу, Господу нашему.

Все: Тебе, Господи.

Священник:

Боже! По многому милосердию Своему прощающий немощи рабов Твоих, сподобивший нас причаститься от Небесной сей трапе́зы, не осуди нас, грешных, за приобщение нетленных Твоих Таин, но сохрани нас, Милостивый Господи, в святости и праведности Своей, да достойными причастниками будем Пресвятого Твоего Духа и обретём часть наследия[180] и милость со всеми святыми Твоими во свете Лица Твоего по состраданию и человеколюбию Христа Твоего, с Ним же Тебе слава подобает со Святым Духом.

Громче: Ибо благословенно и свято, и славно почитаемое и величественное имя Твоё — Отца, и Сына, и Святого Духа, — ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник: Мир всем.

Все: И духу твоему.

Диакон: Пред Господом склонитесь.

Все: Перед Тобою, Господи.

Священник:

Боже, великий и чудный, воззри на рабов Твоих, ибо перед Тобою склонили мы головы свои. Простри ради спасения рода человеческого руку Свою крепкую и мышцы высокие[181], полные благословений. Благослови людей Своих и сохрани наследие Своё, да во всякое время благословим Тебя — Единого, живого и истинного Бога [182], Святую Единосущную Троицу.

Громче: Ибо Тебе подобает приношение всякой славы, честь и поклонение — Отцу, Сыну, и Святому Духу — ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь. Да будет имя Господне благословенно отныне и во веки. (Трижды)

Диакон: Да сохранит нас мир Христов.

Все: О имени Господнем! Благослови нас во имя Господне.[183]

[Священник крестится, возвращается к алтарю и говорит: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Диакон: Господу помолимся.

Все: Кирие элейсон.

Священник: Господи! Удостой нас, призванных Тобою и очищенных, и прославленных Тобою, быть призванными на Небеса. Взлелей нас в любви Своей, утверди нас в святости Своей, защити нас от зла и собери нас в вечной жизни, и удостой нас милости Своей. И даруй нам всё насущное, о чём подобает нам просить. Защити нас под покровом благодеяний Своих и спаси нас во всякое время, да угодим Тебе, и будем творить волю Твою. [Сотвори нас — Тобою призванных, Тобою очищенных, Тобою прославленных — достойными обращаться к Тебе; утверди нас в страхе Твоем, защити нас в любви Твоей, сохрани нас от зла, да сможем достичь жизни вечной.]

Громче: По благодати и милосердию и человеколюбию Единородного Христа Твоего, с Ним же Ты благословен, со пресвятым, милостивым и животворящим Пресвятым Духом ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник: Мир всем.

Все: Духом Своим, Господи, благослови нас.]

Священник произносит на амвоне отпу́ст:

Насытились благами и щедрыми дарами Дома Твоего[184] и ныне умоляем Тебя, Господи: в полноте любви Твоей удостой души наши видеть свет Лица Твоего[185]. Сохрани нас на путях наших и укрепи в страхе нарушить заповеди Твои. Помилуй нас и сподоби нас, недостойных, Царствия Небесного, ибо благословенно Имя Твоё и великолепно владычество Твоё, и да прославится могущество Твоё — Отца, и Сына, и Святого Духа — ныне, и присно, и во веки веков.

Все: Аминь.

Священник и диаконы входят в диаконник (ризницу), молясь:

Заступлением Христа и святых мучеников, побеждающих в битвах за Тебя, помилуй нас. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Свят, Свят, Свят, о Господи, слава Тебе. Господу помолимся.

Клир: Кирие элейсон.

Помянем святителя Стефана, перводиакона и первомученика, всех святых и праведников, всех мучеников, да помилует нас Господь их предстательством.

Клир: Кирие элейсон.

Снимая священные одежды, священник произносит:

Даровавший нам, Господи, освящение в частице святого Тела и священной Крови Христа Твоего, подай нам и благодать Святого Твоего Духа. Сохрани нас непорочными в вере, приведи всех к достижению совершенства и упокоению будущего века в вечных чертогах по благодати и милосердию и человеколюбию Христа Твоего, с Ним же Тебе слава подобает со Пресвятым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Благодарственная молитва

Благословен Господь, благословивший и освятивший нас, и сохранивший жизнь всем нам дарованием Своих небесных, святых, нетленных, животворящих, непорочных Таин, — благословенный Бог всегда и во веки веков. Аминь.

Молитва при потреблении святых Даров

Благодарим Тебя, Господи, подателя даров вечного света, заботящегося о душах наших, предводителя святых Твоих. Подай нам очи разума видеть Тебя, и уши, слышащие Тебя Единого, дабы наполнить души наши благодатью Твоею. И насади в нас, Боже, чистое сердце, да утвердимся мы в богатстве, дарованном Тобою, дивным и человеколюбивым Богом нашим. Укрась души наши и умиротвори ум нас, служителей Твоих, принявших благодать Твою и благодарящих Тебя. Ибо благословенно Царство Твоё и слава Твоя — Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Молитва на раздробление св. Агнца святителя Афанасия, архиепископа Александрийского

Господи Боже, Человеколюбивый Избавитель, Иисусе Христе, Сыне Бога живого, во плоти явившийся Спасителем нашим и просветивший весь мiр, сотворивший с нами великие чудеса по милосердию Своему, ради избавления нас от рабства смерти. Ты, Агнец святой и непорочный, нас ради в человеческом естестве явился, подобно овце[186] на заклание ведён был, священным Телом и Кровью Своими распят был, праведный, между разбойниками словно злодей. О Господи! Прежде распятия Своего Ты взял хлеб во святые Свои и непорочные руки, благословил его и, препода́в блаженным Своим ученикам, сказал: «Сие есть Тело Моё». Также и после ве́чери Ты взял чашу со смешанным вином и водою во святые Свои и непорочные руки, благословил её и, препода́в тем же блаженным ученикам и апостолам, сказал: «Сия есть кровь Моя. Творите так в память обо Мне: всякий раз, когда вкушаете Хлеб сей и пьёте из Чаши сей, о смерти Сына Человеческого возвещаете, пока Он не придёт»[187]. И ныне вспоминаем благословение сие и заповедь Твою. Я же, хоть и недостоин поднять взор свой на Небеса из-за многих своих прегрешений и мерзостей, Тебе единому исповедуюсь: согрешил я перед Тобою, Господи, Господи, и знаю беззаконие своё[188], ибо дерзаю, недостойный и безрассудный, приблизиться к неизреченным тайнам драгоценного Твоего Тела и истинной Крови. Но по вере своей уповаю на непостижимое милосердие и человеколюбие Твоё и молюсь Тебе, Господи, Господи, Иисусе Христе, и умоляю: помилуй меня, Господи, помилуй и не накажи меня за безрассудство, сотворив недостойным предлежащих сих Даров. Но да будут мне сие святое и истинное Тело и Кровь Твои ко отпущению грехов и очищения меня от беззаконий[189], и к просвещению очей сердца моего[190], да очищусь от великого греха[191] и нечистоты, и убоюсь Тебя, и убегу от всякого греха и зла. Жаждать же буду превыше всего Твоего священного Тела и истинной Крови и во все дни мои помышлять буду о Царстве Небесном. Ибо Твоё Царство и сила, и слава со Отцом и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Вторая молитва на раздробление св. Агнца

О милостивый и человеколюбивый Господи! Ради пришествия Единородного Твоего Сына и Христа Твоего и единения с животворящим Духом удостоивший нас предстать перед святым Твоим жертвенником и предложить Тебе Тайны Твои по новым Твоим и бессмертным заповедям. Покажи нам знамение ко благу[192] и удостой нас чистыми устами [восхвалять Тебя] во все дни жизни нашей[193]. Благодарим Тебя, Господи Боже наш, ибо Ты даровал нам дерзновение войти во святилище Твоё[194]. Но прежде как удостоимся войти в место пребывания Славы Твоей[195], под покров тайны Твоей, простираемся перед святым милосердием Твоим и просим, и молим Тебя: О Святой, Единый Святой, помилуй нас! Ибо боимся и трепещем, предстоя́ перед святым Твоим жертвенником. Ты открыл нам сокровенную тайну и показал нам благое знамение, и наполнил очи ума нашего[196]. Очисти сердца наши и око неприкосновенным от всякой скверны сердца и души[197] сотвори, и сотвори меня достойным стоять здесь, перед Тобою. Ибо Ты, Боже, милостив и человеколюбив ко всем, и Тебе славу воссылаем — Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

[1] В основу данной реконструкции положена статья иерея Михаила Желтова в Православной энциклопедии Том 41, сс. 244–253; Liturgia Ibero-Graeca Sancti Iacobi: Editio — translatio — retroversio — commentarii / Ed. L. Khevsuriani et al.; S. Verhelst, rétrovers. gr. et comment. Münster, 2011; The Divine Liturgies of the Holy Apostle James, Brother of the Lord: Slavonic-English Parallel Text, Holy Trinity Monastery, 2020.

[2] Дан. 3:53.

[3] Пс. 85:12.

[4] Ин. 1:9.

[5] 1Ин.4:10.

[6] Следует отметить, что обычаи той эпохи предполагают использование просфор сирийского типа, то есть небольшую плоскую лепёшку диаметром около 7,5 см, а не стандартную двухчастную византийскую просфору. Процесс упрощается, если используется печать сирийского типа, разделенная на секции и покрытая небольшими крестиками. Для причащения большого количества народа эта литургия подразумевает использование нескольких таких просфор и чаш. Если используются привычные нам просфоры, то для их раздробления понадобится копие.

[7] Ин. 6:51. Или Хлеб Небесный.

[8] 1Ин. 4:14.

[9] Рим. 12:1.

[10] Числа 22:22.

[11] Тит 1:2.

[12] Пс. 103:2.

[13] Вар. 3:38.

[14] Иуд. 1:23.

[15] Мф. 25:1–10.

[16] Числа 28:2.

[17] Евр. 10:19.

[18] Пс. 50:12.

[19] Мф. 26:28.

[20] 1Ин. 4:10.

[21] Пс. 21:4.

[22] Мф. 19:28.

[23] Пс. 85:15.

[24] Пс. 32:14.

[25] 1Тим. 3:9; в оригинале «войдём», т.е. судя по тексту прежде эта молитва читалась перед входом в храм.

[26] Тит 1:2.

[27] Числа 28:2.

[28] Мф. 26:28.

[29] Ис. 58:10.

[30] Пс. 118:47.

[31] Пс. 54:2.

[32] 2Кор. 4:4.

[33] Иак. 1:23.

[34] Пс. 118:32. Вариант: …И заповеди Твои прославить.

[35] Тит 1:2.

[36] 2Кор. 13:5.

[37] Пс. 23:7-10.

[38] Тит 3:4.

[39] Пс. 98:1.

[40] Ин. 12:13.

[41] Ис. 57:15.

[42] Лк. 17:10.

[43] Пс. 26:9.

[44] Прем. 9:4.

[45] В переводе о. Михаила Желтова — отрешимся от всего и все вместе помолимся Господу.

[46] Иов 5:8.

[47] 1Пет.2:1.

[48] 1Кор. 16:20.

[49] Еф. 4:2–3.

[50] Рим. 15:33.

[51] Пс. 112:5.

[52] Еф. 1:3.

[53] Т.е. почтеннейшем.

[54] Лк. 2:14.

[55] Пс. 50:17.

[56] Пс. 70:8.

[57] Евр. 9:7.

[58] Лк. 17:10.

[59] 2Кор 7:1.

[60] Пс. 50:13.

[61] Пс. 50:3.

[62] Лк. 17:10.

[63] Рим. 6:17.Вариант прочтения: Дабы, обещая почести другим, Ты, по бесконечному человеколюбию Своему, не отнял их, и не отверг меня, как ничего не сто́ящего раба греха.

[64] 1Кор. 12:6.

[65] Кол. 1:16.

[66] Ср. Деян. 5:20.

[67] 1Тим. 1:12.

[68] 2Кор. 3:6.

[69] Дан. 3:42.

[70] Евр. 9:7.

[71] Числа 28:2.

[72] Лк. 1:30.

[73] Пс. 61:13.

[74] Эти молитвы находятся не во всех списках и пропущены в переводе прот. К. Кекелидзе.

[75] 1Ин. 4:9.

[76] Езек. 34:4.

[77] Пс. 85:17.

[78] Пс. 50:12.

[79] Пс. 26:4.

[80] Эта молитва находится не во всех рукописях и пропущена в переводе прот. К. Кекелидзе.

[81] В тексте: Владыка эонов и Создатель эонов. Греческое эо́н одновременно может быть переведено и как век, некий отрезок времени, и как м, космос, вселенная.

[82] Пс. 85:1.

[83] 2Фес. 1:3.

[84]  Кол. 1:16.

[85] Иер. 2:11.

[86] Иов 5:8.

[87] Пс. 148:24.

[88] Пс. 68:35.

[89] Евр. 12:22–23.

[90] Кол. 1:16.

[91] Езек. 10:12.

[92] В грузинском тексте: в непрестанном богословии.

[93] Ис. 6:2–3.

[94] 2Петр. 1:17.

[95] Ис. 6:3.

[96] Мф. 21:9. В грузинском тексте «осанна» дословно переведена так: Ты, Кто в Высоте [Небесной], дай нам жизнь (т.е. спаси нас).

[97] 1Тим. 1:17.

[98] 1Кор. 2:10.

[99] Пс. 8:4.

[100] Быт. 2:7–8.

[101] Пс. 97:9.

[102] 2Ездр. 19:17.

[103] Мк. 1:15.

[104] Мф. 21:37.

[105] Вар. 3:38.

[106] Мф. 26:26–28.

[107] 1Кор. 11:25–26.

[108] Еф. 1:20.

[109] 1Петр. 4:5.

[110] Мф. 16:27.

[111] Пс. 102:10.

[112] Варух 2:27.

[113] 1Кор. 2:9.

[114] Амос 5:15.

[115] Мф. 3:16.

[116] Деян. 2:3.

[117] Кол. 1:10.

[118] Мф. 16:18.

[119] Пс. 140:9.

[120] Мф. 28:20

[121] Деян. 2:38

[122] 2Тим. 2:15.

[123] 1Кор. 15:8.

[124] Иер. 15:15.

[125] Рим. 5:20.

[126] Пс. 34:2.

[127] Пс. 67:31.

[128] 1Тим. 2:2. В грузинском тексте в конце фразы и святости.

[129] Евр. 11:38.

[130] Лк. 6:18.

[131] см. Пс. 64,12.

[132] см. Пс. 144:15–16.

[133] Под именем трудящихся (κοπιώντων) здесь разумеются те, которые в древней Церкви занимались погребением умерших и причислялись к низшим степеням клира. См.: И. Дмитревский. Изъяснение Божественной литургии. § 67.

[134] Прем. 16:13.

[135] Лк. 1:42.

[136] 1Тим. 6:12.

[137] В грузинском оригинале «шесть», и число участников указано тоже только для шести соборов, что косвенно указывает на время редакции этого текста — VIII–IX век. Количество отцов отличается от имеющихся в официальных источниках.

[138] 2Тим. 2:15.

[139] В тексте «толкователей и заклинателей» т.е. растолковывающих истины веры и изгоняющих диавола во время крещения. Под толкователями можно подразумевать катехизаторов и апологетов.

[140] Числ. 16:22.

[141] Пс. 114:9.

[142] Мф. 4:17.

[143] Лк. 16:22.

[144] Ис. 35:10.

[145] Пс. 4:7.

[146] В греческом тексте — и за всех мужчин, и за всех женщин.

[147] Числ. 28:2.

[148] Деян. 2:38.

[149] Еф. 4:3.

[150] 2Кор. 13:13.

[151] Т.е. вручим, доверим.

[152] Пс. 98:1.

[153] Дан. 7:10.

[154] Числ. 28:2.

[155] Пс. 50:12.

[156] 1Пет 2:1.

[157] Т.е. позволь нас, удостой нас, сделай нас достойными.

[158] Пс. 50:12.

[159] Мф. 6:13.

[160] Пс. 23:10; или Боже Саваоф.

[161] Мф 6:13.

[162] Втор. 28:10.

[163] 1Фес. 5:23.

[164] Ис. 57:15.

[165] Лев. 11:44.

[166] Лк 17:10.

[167] В тексте стоит только слово «Вера». Данная молитва заимствована из сирийского варианта этой литургии на основании предположения переводчика литургии с древнегрузинского прот. К. Кекелидзе.

[168] В грузинском тексте — 15 раз.

[169] В тексте предписано это петь священникам и диаконам, но остаётся лишь догадываться, как совместить это с чтением последующих молитв и самим причащением.

[170] Пс. 150:6.

[171] Если причастников много, то раздробляет и другие просфоры, трижды крестит другие Чаши и тоже кладёт в них по небольшой частице.

[172] Быт. 18:27.

[173] Пс. 144:1-2.

[174] Пс. 72:28.

[175] Ин 12:26.

[176] Пс. 144:1-2.

[177] В оригинале это вариант причастной молитвы священника.

[178] Пс. 56:6.

[179] Пс. 70:8.

[180] Пс. 104:11.

[181] ср. Пс. 88:14.

[182] 1Фес. 1:9.

[183] Заключённое далее в красные скобки отсутствует в переводе прот. К. Кекелидзе, а сразу следует отпуст.

[184] Пс. 64:5.

[185] Пс. 4:7.

[186] Деян. 8:32.

[187] 1Кор 11:25-26.

[188] см. Пс. 50:5.

[189] Пс. 50:11.

[190] Еф. 1:18.

[191] Пс. 18:14.

[192] Пс. 85:17.

[193] Пс. 2:64.

[194] Евр. 10:19.

[195] Пс. 25:8.

[196] ср. Еф. 1:18.

[197] 2 Кор. 7:1.