…»Как они всё за Господа Бога решили!» — говорил о некоторых современных «ревнителях благочестия» один мой знакомый батюшка — седовласый протоиерей «со стажем». «Ведь кто спасётся кто нет — ведь Один Бог знает! А у них, что за самоуверенность?!! Католики и армяне у них не спасутся, мусульмане не спасутся. Дети некрещеные — сразу в ад, как будто у них была возможность покаяния! Всех осудили, и думают, что одни они спасутся и одни хотят на райской поляне сидеть. Уже и Страшный Суд им не нужен! Всех сами распределили!»

И ведь действительно! Мы все знаем, что спасение от греха, проклятия и смерти, т.е. Царство Небесное обещано Христом только членам Его Святой Православной Церкви. Но можем ли мы с чистой совестью утверждать, что мы достойны рая только потому, что называем себя православными христианами, а благочестивые иноверцы недостойны опять же только в силу названия?

Да, нам обещано в наследство Царство. Но разве мы выполнили условия получения этого наследства? Разве мы стали его достойны? Вряд ли кто из православных христиан с легкой совестью ответит на этот вопрос положительно, потому что чем дальше по пути добродетелей продвигается человек, тем более своих, а не чужих, недостатков он видит.

Тем не менее, некоторые из нас, в основном недавно пришедшие в лоно Истинной Церкви, уже всех, несогласных с нами, дерзко «распределили» по разным отделениям ада, забывая, что не наша это забота — судить людей. Да и не по имени только спасается человек, а по образу жизни. «Не всякий, говорящий мне Господи, Господи! войдет в Царствие Небесное», — предупреждает всех нас Христос (Мф.7:21).

***

Какова участь некрещеных и иноверцев после смерти? За этим на первый взгляд отвлеченным вопросом стоит не только праздное любопытство и естественное стремление узнать о посмертной участи неверующих или верующих иначе близких.

Подобного рода вопросы — это пробный камень для всех нас, православных христиан. Испытание на человечность, на способность любить не только «своих», но и тех, кто думает и верит иначе. То есть исполнить Христову заповедь о любви даже к врагам.

Превращает ли нас Православие в «терминаторов», видящих кругом лишь заговоры мирового зла, неспособных любить иных людей, неспособных на нормальные человеческие чувства? Или же наша спасительная вера настолько может преобразить нас, что наши инакомыслящие ближние сами захотят жить с нами единым образом жизни?

Верно подметил о. Александр Овчаренко: «Если в неверующей семье один человек уверовал, у него есть лишь один способ привести к вере остальных: если он не будет их чуждаться и противопоставлять «чистого себя» остальным «грешникам»» http://www.pravportal.ru/index.htm?id=1533 .

Истинная Церковь и «жизнь будущего века»

Конечно, для нас, православных христиан очевидно, что для того Христос и основал Свою истинную Церковь, чтобы дать возможность всем людям спастись.

Совершенно понятна поэтому вера Церкви в то, что не принадлежащие к Христовой Церкви не могут наследовать Царства Небесного.

Но тут тоже надо иметь трезвение и целомудрие, потому что одно дело верить, что вне Церкви нет спасения для МЕНЯ, а совсем другое решать за Господа Бога и отказывать в спасении ВСЕМ остальным, даже если они неверующие или верят в Бога не так, как Православные.

Какова же участь этих людей? Ответ прост — не знаем. Знаем лишь, что праведники будут со Христом, а грешники в аду. И это будут вечное блаженство или вечные муки.

Но, рассуждая о спасении или вечной гибели, надо признать, что мы почти ничего не знаем о «жизни будущего века», а готовимся к ней так, как повелел нам Господь.

А Господь во многих притчах поставил условием получения Царства Небесного не формальную принадлежность к той или иной церковной организации, а деятельную добродетель.

Не верите? Вот слова Христовы:

«Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». (Мф. 25, 31 — 46).

Казалось бы, всё просто: пришел, уверовал, крестился — и спасён. А тут еще оказывается что-то делать надо!

Поэтому понятно, почему Церковь не одобряет произвольных фантазий на эту тему. Фантазии здесь опасны, потому что касаются очень важного в жизни человека. Если имеешь неправильное представление о загробной жизни, то и готовишься к ней неправильно. Следовательно, велик риск после смерти «попасть не туда».

Мы можем рассуждать о загробной жизни, только опираясь на тексты Евангелия, да и то желательно в толковании Святых Отцов, «ибо огрубело сердце людей и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами» (Мф 13.15).

Однако сразу можно сказать, что представление о рае, как о наполненном чувственными благами саде, где праведники, одетые в простыни, под присмотром ангелов целую вечность в благочестивой скуке едят крупные, экологически чистые яблоки, в корне противоречит христианскому учению. Цель вечной жизни — богообщение. Бог есть Дух, и иной радости, кроме пребывания с Богом, который есть Любовь, в раю быть не может.

Поэтому мы и дерзаем предположить, что те, кто отстранил от себя Божественную любовь в земной жизни, тот лишился ее навсегда. Господь даровал нам возможность избежать этой ужасной участи, а как мы воспользуемся ею — это наш личный выбор.

Христианство постоянно говорит нам о том, что человек ненормален, болен, нуждается в преображении и исцелении. И не просто говорит, а предлагает путь решения этой проблемы, невозможный без нашего добровольного, личного согласия. Но когда Бог через Церковь напоминает нам об этом, то мы противимся и ссылаемся на свою свободную волю, — мол, нечего нас насильно в рай тащить. А когда, отвергнув это благо, мы безвозвратно его теряем и понимаем всю тяжесть своего положения то часто, вместо того чтобы обвинить себя и дать Богу возможность спасти нас, мы опять предъявляем ему претензии, — мол, почему Ты, Господи, нас не спас раньше?

В этом-то и заключается двуличное лукавство нашего подхода к духовной и вечной жизни. С одной стороны мы не позволяем Богу и Его служителям влиять на выбор человека: быть христианином или нет, соблюдать морально-этические нормы и заповеди и т.п. Но с другой стороны, видя крах своей жизни, или слыша свидетельство Православных священников о неизбежности вечных мучений для отвергнувших Христа, возмущаемся: «что это за Бог, если столько людей погибнет? Нет уж, всех в рай!»

Короче говоря, в любом случае Бог виноват, а мы, как ни крути, справедливые и хорошие! Надо ли уточнять, что подобная двуличность никогда не украшала человека, даже с нехристианской точки зрения.

Чтобы избавиться от такого лицемерия и двуличности, надо признать свое несовершенство. Понять, что оно настолько глубокое, что сам человек не в силах его исправить. Признать, что это несовершенство нуждается в исправлении и призвать Спасителя как Истинного Врача душ и телес для нашего исцеления.

Любовь как признак исцеления

Одним из признаков исправления (исцеления) человека будет все возрастающая любовь к ближнему и естественно печаль о погибающих:
«Любовь — дар Божественный, совершенствующий человеческую природу. Любовь к ближнему — признак приобретения истинной любви к Богу. По слову святого Исаака Сирина, «признак достигших совершенства такой: (даже) если десятикратно в день преданы будут на сожжение за любовь к людям, не удовлетворяются этим» (В.Н.Лосский «Догматическое богословие»)

Кстати, здесь уже можно задаться вопросом: а разве неспособны атеисты и иноверцы печалиться о ком-то из своих друзей и близких, жертвовать за них своей жизнью?

Общехристианское отношение к данному вопросу можно выразить такой цитатой: «Знаю и я такого (человека), — говорит святой Симеон Новый Богослов, — который так сильно желал спасения братьев своих, что много раз с горячими слезами умолял Бога, чтоб или и они спасены были, или и он вместе с ними предан был мукам… Ибо так соединился с ними духовно, что и в Царство Небесное не желал войти, отделившись от них» (В. Н. Лосский «Догматическое богословие»).

Мы можем взять на себя такую смелость, я бы сказал, дерзость, и ответить за всех людей на земле, что они неспособны на такие чувства?

Поэтому необходимо отметить, что Церковь вовсе не настаивает на том, что все остальные люди (т.е нехристиане) погибнут. Мы знаем лишь о том, что спасение обещано православным христианам.

Но когда человек тонет, неразумно ему ворчать на Лодочника, который подобрал не только его, но и кого-то еще. Промысл Божий о спасении неверующего человечества — не наша забота. Наше дело — молиться о прощении своих собственных грехов.

***

Значит ли всё это, что необязательно принадлежать к Православной Церкви? Вовсе нет. Мы на собственном опыте убеждены, что в Православии есть все условия для нашего спасения, поэтому и выбрали нашу Церковь. Другие же веры для нас, имеющих православный опыт, будут лишь погибельны.

Какие же это условия?

Святой Исаак Сирин различает три этапа на пути к единению с Богом: покаяние, очищение и совершенство, то есть изменение воли, освобождение от страстей и стяжание совершенной любви.

Если покаяние — начало этого пути, «врата благодати», это не означает то, что оно лишь только этап, который должен быть пройден. Это непрекращающееся и постоянное состояние тех, кто действительно стремится к соединению с Богом, потому что само слово «покаяние» (греческое metanoia) означает в буквальном смысле «перемена мыслей», «изменение ума». (В.Н.Лосский «Догматическое богословие»).

И это процесс всей жизни человека.

Покаяние

Итак, начало нашего единения с Богом это покаяние!
Именно с покаяния и начинается в человеке христианство. Не с формального акта крещения и вхождения в Церковь начинается вера в человеке, а с покаяния.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорит об этом очень ясно: «Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния, … Не знающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос тому, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собой, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных?»

Не в рассудочной вере в то, что Христос пришел, пострадал и воскрес, «начало обращения ко Христу», а, напротив, сама вера рождается из познания «своей греховности, своего падения». В этом утверждении содержится первое и самое важное положение духовной жизни.
Очевидно, что по мысли святителя Игнатия в православном понимании верующим является лишь тот, кто видит свое духовное и нравственное несовершенство, свою греховность, страдает от неё и ищет от неё спасения, смирившись перед Богом.

Отсюда, кстати, становятся очевидна вся нелепость исключительно рассудочной и обрядовой, законнической веры, растящей в человеке самодовольство и гордыню.

В качестве аргумента Святитель приводит историю земной жизни Господа Иисуса, когда Христос был принят со слезами раскаяния простыми, осознающими свои грехи, евреями и с ненавистью был осужден на жуткую казнь «умной», «добродетельной», респектабельной иудейской элитой.

Мысль святителя Игнатия постоянно обращается к словам Евангелия: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9.12). То есть на путь исцеления и спасения становятся лишь те, которые способны увидеть болезнь своей души, ее неизлечимость собственными силами. Из этого состояния смирения они обращаются к пострадавшему за них истинному Врачу — Христу.

Вне этого состояния невозможна нормальная духовная жизнь. «На познании и сознании немощи зиждется все здание спасения», — пишет епископ Игнатий. Он неоднократно приводит замечательные слова преподобного Петра Дамаскина: «Начало просвещения души и признак ее здравия заключаются в том, когда ум начнет зреть свои согрешения, множеством своим подобные морскому песку».

Потому Святитель вновь и вновь повторяет: «Смирение и рождающееся из него покаяние — единственное условие, при котором приемлется Христос! Смирение и покаяние — единственная цена, которой покупается познание Христа! Смирение и покаяние — единственное нравственное состояние, из которого можно приступить ко Христу, усвоиться Ему! Смирение и покаяние — единственная жертва, которой ищет и которую принимает Бог от падшего человечества (Пс.50,18,19).

«Зараженных гордостным, ошибочным мнением о себе, признающих покаяние излишним для себя, исключающих себя из числа грешников, отвергает Господь. Они не могут быть христианами».(проф.А.И.Осипов «В помощь спасающемуся»).

Свидетельства Отцов

Теперь стоит задуматься, возможно ли осознание своего греха, т.е. покаяние, у людей невоцерковленных, а тем более у тех, кто вообще не знал о существовании исторической Церкви и не слышал проповеди Евангелия?

Может, мы либеральничаем и пытаемся подменить своими фантазиями веру всей Церкви?

Но нет! и в Писании и у святых отцов мы не находим такого безоговорочного утверждения.

Уже в Деяниях есть такое высказывание: «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Богу» (Деян 10:35). В 1-ом послании к Тимофею 4 глава 10 стих апостол Павел пишет: «Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных»

Преп. Максим Исповедник писал, что Святой Дух «промыслительно проникает во всех, насколько это возможно, возбуждает в каждом естественный разум, через который приводит в сознание греховности соделанного вопреки закону природы, кто способен это чувствовать и обладает здравым произволением для восприятия правильных естественных помыслов. И в самом деле, даже среди крайне грубых варваров и кочевников мы находим многих, усвоивших себе высокое нравственное благородство и отвергших издревле господствовавшие у них зверские законы»

Ириней Лионский свидетельствует: «Христос пришел не ради тех только, которые уверовали в него, но для всех вообще людей, которые желали видеть Христа и слышать его голос».

Когда умирал св. Пафнутий, он сказал: «Богу угодны не столько тот или другой род жизни, сколько чистота и расположение сердца».

Историк Руфин передает такой рассказ об этом святом: «Достигши высоты ангельской жизни, он однажды просил Бога указать ему — с кем сравнялся он из угождающих Ему. И предстал ему Ангел Господень. «Ты подобен одному скомороху, который в соседнем селении промышляет своим искусством».

Известно также высказывание старца Нектария Оптинского: «Простой индус, верящий во Всевышнего и исполняющий как умеет волю его, спасется, а тот кто зная о христианстве, идет индусским мистическим путем, нет».

Митрополиту Антонию Сурожскому на встрече со студентами Московских Духовных школ был поставлен вопрос: «Возможно ли спасение вне Христа?» Он отвечал: «Я бы сказал да; возьмите слова апостола Павла о том, что язычники руководствуются законом Божиим, христиане законом Христовым идут (Рим.2,14).

Вопрос: «Но они должны подойти ко Христу?»

Ответ: «Они могут и не подойти, потому что это историческая возможность. Вы не можете ставить под вопрос вечное спасение человека только на том основании, что он родился в Центральной Африке в эпоху, когда там не было ни одного миссионера; тогда действительно спасение определялось бы географией и историей, тогда это был бы просто Божий произвол: ты родился там, ты и осужден поэтому. Тут ничего нравственного нет, есть только или случайность, или злая воля Божия» .

Далее владыка Антоний говорит, что среди людей есть многие, дошедшие до такой степени знания Бога, что не хватает лишь имени «Иисус», чтобы всему дать ключ и объяснение.

«Можно ли себе представить, — спрашивает владыка Антоний, — что когда подобный человек после смерти предстанет перед лицом Господа, он не узнает: «Вот, Кого я всю жизнь искал, вот ответ на все мои недоумения»? Таким образом, речь уже не идет о спасении вне Христа, но скорее о спасении во Христе тех, кто по той или иной причине умер вне христианской веры». (Антоний (Блум), митр. Сурожский. О некоторых категориях нашего тварного бытия: Церковь и время, 1991, N2)

Так что мы не можем категорически утверждать, что все те, кто не принадлежал к земной, исторической Церкви погибнут!

Говорить можно только о каждом конкретном человеке, о его степени добродетели, стремлении к истине! Но для этого нужно знать, что творилось в душе человека в последние минуты жизни! А это возможно только Богу, так что мы опять возвращаемся к началу разговора.

Умершие некрещеными дети

Отдельно надо рассмотреть вопрос об умерших детях, особенно о жертвах абортов.

Много разнообразных мнений было высказано по этому поводу, но для меня главным остается невозможность покаяния. Если Бог ждет от нас добровольного выбора между Собой и диаволом, то о каком выборе идет речь у неродившихся детей?

Матери — да. Несут страшное наказание как убийцы. А дети чем отвергли Божию благость?

Есть известное мнение святого Григория Богослова о том, что дети, умершие без крещения, не будут ни в славе, ни в мучениях, ни в блаженстве, ни в наказании. Они будут лишены лицезрения Божьего, но получат некое утешение от Бога. Их спасением будет спасение от геенского огня, но не преображение и освящение благодатью.

Но это — лишь его частное мнение, не подтвержденное Священным Писанием.

Церковь — «столп и утверждение истины»; она не может строить иллюзии и говорить ложь вместо правды. Может ли человек без таинства крещения быть причастником вечной жизни, как вечного богообщения?

Не торопитесь с отрицательным ответом. Вспомните благоразумного разбойника, не крестившегося, не постившегося, не причащавшегося, но вошедшего в Царство Небесное.

Понятно, что это исключение, а на исключениях нельзя построить нормальную церковную жизнь. Но это значит, что в том случае, если воля человека не противоборствует Богу, возможно спасение и без формального соблюдения норм церковной жизни.

К нам, здоровым взрослым людям, имеющим право выбора, эти исключения не относятся. Мы слышали проповедь, давали обеты, имеем возможность свободно соблюдать церковные установления. Нашим грехам, нашей невоцерковленности нет извинения. Но не имевшие даже возможности покаяния на Земле могут войти в Царство Божие другим путем.

И не стоит опасаться, что учение о том, что умершие без крещения младенцы спасаются, делает ненужным крещение детей до сознательного возраста. Все люди, и дети в том числе, нуждаются в очищении своего человеческого существа от последствий первородного греха. И долг христианских родителей сделать это через таинство Крещения.

«Участь младенцев, умерших некрещенными, ни в каком случае нельзя назвать безнадежною». так еще в начале ХХ века говорил монах Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Ипполит. «Св.Апостол Павел говорит о тех детях, у которых отец христианин, а мать некрещенная, что дети эти «святые суть»(1 Кор.7,14). Наши же мертворожденные младенцы имеют и родителей и предков православных. Кроме того, дети эти в некотором роде уже освятились во время чревоношения их матерями: нося их в своей утробе, матери их каждодневно молились, часто читали или слушали Слово Божие и соединялись со Христом Господом в таинстве Св. Причащения. А когда их матерям пришло время разрешиться ими, они с теплою верою прибегали к Божией помощи и, может быть, полагали особенный обет пред Богом, чтобы разрешение их было благополучно. Как же можно думать, чтобы дети, плод от таких родителей, погибли навсегда? Если даже иной из них и умрет еще в утробе матерней; и тут была готовность родителей совершить над ним крещение. А Господу Богу угодны и самые намерения наши, если они святы…»

Да, первородный грех, как активная, деструктивная сила, подобна эпидемии, которая поразила все человечество. В силу генетического единства человеческого рода все, даже еще не родившиеся младенцы, подвержены этой эпидемии греха. Но все должны добровольно испросить у Бога исцеления сами, или через восприемников, а умершие в утробе матери младенцы просто неспособны этого сделать, равно как и получить крещение каким-либо способом.

Конечно, таинства, принимаемые матерью, не исключают необходимость принятия их после ребенком. Но в едином организме матери и ребенка можно ли утверждать, что святые Тайны освятили и преобразили лишь мать, не коснувшись младенца?

Конечно, само намерение — это доброе расположение души, и может быть вознаграждено, но оно никогда не заменяет дела — об этом пишет святой Григорий Богослов в своем слове «На Праздник Крещения». И таинство, где действует Дух Святой, не может уравниваться или заменяться человеческим намерением.

Но это предостережение матерям, отказывающимся крестить своих детей или даже убивающим их во чреве. Об умерших детях же уже не люди заботятся, но Сам Бог.

У одного из противников мнения о спасении нерожденных детей встречается абсурдная точка зрения, согласно которой «женщина, решающаяся на аборт, посылает душу своего умерщвленного ребенка прямо в рай, следовательно, делает ему наибольшую милость. Не все христиане спасутся, а аборт — стопроцентное спасение, значит абортница — мать святых, а абортарий — место, куда сходят ангелы, чтобы брать души младенцев. В общем, нож и клещи палача в белом халате могут за несколько минут сделать больше для спасения души, чем продолжительные труды в течение десятилетий, где еще неизвестен конец».

Вряд ли автор этой идеи способен указать хоть на одну женщину, сделавшую аборт из этих побуждений, т.е. желая святости своему ребенку.

Я уже молчу про то, что человек (т. е. мать) с такими намерениями очевидно невменяемый и заслуживает соответствующего лечения. Опять же, «продолжительные труды в течение десятилетий» просто невозможны для уже умершего младенца, а мать-убийца не избегает через спасение своего ребенка вечного осуждения и кары Божией.

Так что мнение о том, что не родившиеся дети могут и без Крещения войти в Царство Божие не может служить оправданием для абортов.

О молитве за усопших нехристиан

Теперь другой вопрос. Имеем ли мы право молиться об упокоении неверующих, некрещеных или инославных?

Ответ тоже простой. Мы не имеем права молиться в Церкви за тех, кто добровольно отказался от пребывания в Ней. Церковная молитва — это молитва о членах Церкви. Если умирает человек, не пожелавший при жизни принять св. Крещение, то отпевание такого человека не совершается. И это не жестокость или черствость православных, ибо Церковь зиждется на любви к Богу и людям.

Нельзя заставлять людей быть христианами против их воли, это противоречит учению Божию и будет насилием над свободной волей таких людей. Сам Господь, будучи всемогущ, не насилует воли человека, а ждет ее свободного произволения в обращении к нему. Только при гармоничном сочетании воли Божией с волей человеческой происходит спасение души человека.

Власть священника и сила его молитвы велики в Церкви (Мф. 16, 19), но не беспредельны. Священник не имеет никакого права, ни сил вторгаться в область, которая всецело принадлежит уже всеведению Божию. Поэтому посмертную участь умершего некрещеного следует предоставить милосердию Божию. Господь — праведный и нелицеприятный Судия — будет судить каждого по его жизни.

Здесь Церковь следует четко изложенному митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) принципу, что неправославные самим своим неправославием отделились от таинств Православной Церкви и этому соответствует их непоминовение в Таинстве Евхаристии.

Следовательно, на Божественной Литургии Церковь не поминает неправославных и особенно усопших, которые уже не могут присоединиться к ней. Но можем молиться о неверующих и иноверцах дома, в келье, исполняя свой долг христианской любви.

***

Иеромонах Иосиф, Начальник Оптинского скита, отвечал на вопрос «Можно ли и как можно православным христианам молиться за христиан неправославных?» так. «Говоря о строгости нашей Православной Церкви в отношении поминовения неправоверующих христиан, мы не к тому ведем речь, что будто святая наша Церковь заповедует нам, чадам ея, вовсе никоим образом не молиться о них. Она только запрещает нам своечинную молитву, т. е. молиться — как нам хочется и как нам вздумается. Мать наша Православная Церковь внушает нам, чтобы все у нас, как и самая молитва, совершалось ПО ЧИНУ И БЛАГООБРАЗНО (1 Кор. 14, 40). Мы и молимся, при всех наших церковных богослужениях, о всех разноплеменных народах и о всем мире, чаще всего и сами не зная и не понимая того.

Именно мы молимся так, как Господь наш Иисус Христос научил своих апостолов молиться в преданной им молитве: «ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ, ЯКО НА НЕБЕСИ И НА ЗЕМЛИ!» Это всеобъемлющее прошение объемлет собой все нужды наши и единоверных нам, хотя и неправоверных братии наших. Мы тут просим Всеблагого Господа и о душах умерших неправославных христиан, чтобы Он сотворил с ними то, что богоугодно Его святой воле. Ибо Господь безмерно лучше нас знает, кому и какую оказать милость.- Итак, православный христианин! — кто бы ты ни был: мирянин или иерей Божий,- если во время какого-либо церковного богослужения придет тебе усердие помолиться о каком-либо близком тебе Карле или Эдуарде: то при чтении или пении молитвы Господней, воздохни о нем ко Господу и скажи: ДА БУДЕТ О НЕМ СВЯТАЯ ВОЛЯ ТВОЯ, ГОСПОДИ! — и ограничься этой молитвой. Ибо так научен ты молиться Самим Господом. И поверь, что такая твоя молитва будет тысячекратно и Господу угодней, и для души твоей полезней всех твоих самочинных церковных поминовений».

Известен в Православной Церкви пример, что частная молитва одного Угодника Божия помогла душам умерших иноверцев, даже язычников. В «Отечнике» еп. Игнатия читаем: «Однажды авва Макарий, ходя по пустыне, нашел лежавший на земле человеческий череп. Когда авва прикоснулся пальмовой палкой, которая была у него в руке, к черепу, череп издал из себя голос. Старец сказал ему: кто ты? Череп отвечал: я был жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте, а ты — авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа Божия, когда, умилосердясь над теми, которые находятся в вечной муке, ты молишься о них, то они получают некоторое утешение. Далее череп, рассказав св. Макарию об адских мучениях, закончил так: «Нам, не ведавшим Бога, оказывается хотя некоторое милосердие; но те, которые познали Бога, и отреклись от Него, и не исполняли воли Его, находятся ниже нас» («Отечник», изд. 4-е, стр. 311-312).

Из этого рассказа блаженного Отца прежде всего мы видим, что молитва его за страждущих была не церковно-общественная, а частная. Молитва эта может отчасти послужить и нам, православным христианам, поводом к тому, чтобы молиться за живых и умерших неправоверов частною — домашнею молитвою.

Но можем ли мы вообще желать спасения не православным людям?

Мы уже говорили, что нигде в Евангелии не говорится о рае, как о чувственном саде. Господь Иисус Христос говорит о рае иносказательно, в притчах, избегая прямых формулировок, зная, что человек, живя в мире, не сможет понять смысла неземной, сверхъестественной реальности.
Апостол Павел пишет, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Поэтому и не стоит описывать те чувства, которые будет испытывать человек в Царствии Небесном.

Известно, что ангелы и святые, обитающие в раю, могут молить Бога о спасении людей. «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14, 2), — сказал Христос, из чего мы можем сделать вывод о том, что рай — это место, где каждый найдет то, что именно он ожидает для своего утешения, а также и для того, чтобы молить Бога о спасении и своих заблудших родственников и друзей.

Мы научились убеждать себя в том, что смерть — это несерьезно, понарошку, а если и бывает — то не со мной. Легко заметить, что в современной светской культуре смерть тщательно изгоняется из сознания и заменяется киношно-компьютерной бутафорией. Конечно, когда в нашей жизни происходят трагические события, каждый человек независимо от религиозных убеждений сталкивается с этой страшной реальностью.

Однако и из литературы, и по собственному опыту мы видим, что верующие люди справляются со своими переживаниями значительно легче. И не потому, что, как учили когда-то марксисты, вера якобы обладает «обезболивающим» воздействием, и уж, конечно, не в силу какой-то особенной душевной черствости христиан. Просто верующий человек лучше подготовлен, по сравнению с ним атеист — это новобранец, впервые попавший под обстрел. Христианин в отличие от него знает, с кем идет бой, знает, Чей он солдат и что надо делать, чтобы выжить и победить.

Страшно ли спастись самому и не увидеть спасенными своих близких? То, что нам всем предстоит в конце — действительно страшно. Если, конечно, задуматься об этом всерьез. А, задумавшись всерьез, стоит спросить себя: что, действительно я считаю себя уже в Царствии Небесном, а другим отказываю в возможности уверовать и спастись? Если это так, значит, плохи мои дела, и я так же далек от Царства Божия, как фарисей из евангельской притчи (Лк 18.11). Ведь Господь дал возможность покаяния всем — и презираемому всеми мытарю-взяточнику (Лк 18.13), и распятому рядом с Ним разбойнику (Лк 23.42).

Если я лишаю этой возможности кого-либо, я в гордости своей совершаю такое преступление против Бога, которое закроет мне самому путь ко спасению.

***

И вот после всех этих рассуждений случайно встречаю на сайте одного раскольника, всех других обвинившего в отпадении от Истины, такие истерические строки:

«В настоящее время из людей, почитающих себя православными и церковными, почти никто не проходит воздушные мытарства! Миллионы людей до Страшного Суда идут в узилища ада! Все поголовно, даже благонамеренные и желающие угождать Господу, находятся в жутком самообольщении и полной слепоте духовной. Живое практическое учение Христово извращено до неузнаваемости! Правда принимается за кривду, а кривда за правду! Делателей покаяния не видно вовсе! Духовенство и псевдостарцы находятся в бесовской прелести и не стоят в истине! Как же они могут вывести из прелести других или научить покаянию и молитве, о чем и правильного-то понятия не имеют? Истинных учителей и проповедников нет! Молитва действенная в пренебрежении! Покаяния нет, да и каяться по-настоящему не умеют! Дерзновения к Богу нет! Грехов не видят и не чувствуют, а то и вовсе вменяют ни во что. Дух угашен! Светильники погасли!

Бог стал для людей непонятным и недоступным! В свою очередь, как говорил великий старец Феодосий иерусалимский, люди стали Богу не дороги! Люди лишь играют в спасение и церковность!» …

***

Нет, неправы еретики, раскольники и «ревнители не по разуму».
Бог и понятен, и доступен всем, в этом и состоит смысл Его воплощения и основания Своей Церкви. Есть и дерзновение ко спасению, есть и светильники.

Церковь не играет, а спасает. Просто открывается эта тайна людям с чистым сердцем. Открывается тем, кто в простоте своего разума заботится о том, как угодить Богу, заботится об искоренении своих грехов, а не о поисках грехов у других людей.

Мы всё ещё дороги Богу. Нам предложено Царство. Так пройдём же испытание любовью и не променяем царское достоинство на похлебку мнимой собственной праведности.